Перед нами портрет молодого человека, пребывающего в некотором мечтательном настроении, с грустными глазами, поникшим взглядом, уставшим или даже изможденным лицом. Заметно намеренно искажены пропорции, вытянута шея. Это создает особую пластику линий. На голове — панама с мягкими полями, за спиной — нескладно расположенные картины или подрамники, перо павлина — есть ощущение мастерской художника или все это намекает на скрытые смыслы. Идеи символизма были еще сильны в русском искусстве в начале XX века.
1 / 2
#2
#5
Цвет намеренно усилен. Объемы строятся уверенно, но скорее тепло-холодностью, чем тоном — формы поворачиваются не контрастом, а цветом. Цветовые сочетания характерны для ранних этюдов Дейнеки времен его ученичества в Харьковском училище (1916–1917) и чуть позднее. Однако, мелкий вибрирующий мазок уже исчез, на его смену пришла разработка форм более крупными рубленными плоскостями. Это то, что будет характерно для графических работ Александра Дейнеки 1920-х гг. И действительно, в своем нецветном варианте картина предваряет приемы, использованные Дейнекой в «Портрете художника К.А. Вялова» 1923 года, когда сознательный отказ от насыщенных цветов был уже очевиден, как и модное увлечение кубизмом и конструктивизмом.
#3
Автопортрет в панаме и фотография А. Дейнеки 1920-х гг.
#4
Поначалу портрет не ассоциировался с самим автором. Поводом для атрибуции помимо физиономического сходства стала найденная фотография Александра Дейнеки в панаме.
© М.Д.
© М.Д.
#6
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
read morehide
Автопортрет в панаме
Dimensions
38,2x32,2 cm
Technique
картон, масло
10
Point your smartphone camera to open in the app
Open in app
Share