За широким окном мастерской — тусклое зимнее небо, застывшие дома с белыми крышами, тишина отчуждения. Безнадежно длинный диван с холодными полированными ручками и столь же холодной и жесткой обивкой краплачного цвета служит постаментом для царственной (в своем высокомерном пренебрежении к неудобствам) фигуры обнаженной рыжеволосой натурщицы.
1 / 2
#2
#6
Впрочем, назвать ее просто натурщицей можно лишь по советской традиции эвфемистического определения жанра «ню». Работа Александра Дейнеки блистательно продолжает многовековое состязание художников на тему «лежащей Венеры».
#5
Устное предание сообщает, что Дейнека называл эту работу «моя Веласкезочка». Сравнение фривольное, но правомерное: художник пользуется той же пластической формулой, что и Веласкес в своей знаменитой работе «Венера с зеркалом» из Прадо. При этом «вариация» по образному строю бесконечно далека от «темы». И дело не в том, что вместо амура с зеркалом здесь зимние городские крыши.
#3
Диего Веласкес (1599–1660) Венера перед зеркалом. 1647–1651. Лондонская национальная галерея
#4
Жанр «ню» всегда присутствовал в творчестве художника. Мифопоэтическое переживание и трактовка женских образов у Дейнеки — тема отдельного исследования. Стремление к заостренной характеристике и гротеску в одной работе сменяется поэтической идеализацией в другой. Штудии натурщиц времен ВХУТЕМАСа отличаются подчеркнутой проработкой мускулатуры и беспощадными ракурсами, исключающими традиционные поэтические ассоциации. Совсем другая трактовка обнаженного тела — в больших графических листах пятидесятых годов с их открыто чувственным переживанием телесности. «Натурщица», несомненно, занимает особое место в ряду работ 1930-х годов — периода, отмеченного в творчестве А. Дейнеки поиском ясности и гармонии.
#8
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
read morehide
Натурщица
Dimensions
104x160,8 cm
Technique
холст, масло
6
Point your smartphone camera to open in the app
Open in app
Share