Арсений Иванович Мещерский — русский живописец, характерный мастер академического пейзажа второй половины XIX века, известный изображениями природы Южной и Северной России, Крыма и Кавказа. Мещерский — ученик швейцарского пейзажиста Александра Калама, у которого он заимствовал приемы, а затем развил собственный стиль пейзажа, ставший визитной карточкой художника.
Сведений о родителях Арсения Ивановича не сохранилось, но, вероятно, художник принадлежал к знатному роду Мещерских. В 1854–1857 годах он был вольноприходящим учеником в Императорской Академии художеств, где обучался под руководством Фёдора Бруни, Сократа Воробьева, Тимофея Неффа. За представленную на Академической выставке 1859 года картину «Швейцарский вид» он получил Большую золотую медаль, звание классного художника и право на заграничное пенсионерство. В 1860 году Мещерский за казенный счет отправился в Швейцарию, по пути посетив Крым, Турцию, Грецию и Италию. В 1884 году Арсений Иванович получил звание профессора Императорской Академии художеств за полотно «У лесного озера». В 1886 году он был награжден орденом Святой Анны третьей степени «за особые труды на художественном поприще».
Мещерский пользовался большой популярностью в художественном мире Петербурга. Лучше всего ему удавались горные пейзажи и зимние мотивы. «Зимний пейзаж», представленный в экспозиции музея, является прекрасным примером высокого мастерства художника. Отличительные элементы в пейзажах Арсения Ивановича — восходы и закаты, снеговые вершины, темные ущелья и морозная мгла. На полотне, на поляне, покрытой снегом, вблизи замерзшей реки, лежат большие глыбы наколотого льда. Далее вправо мост, в глубине — лес, покрытый инеем. У моста — три детские фигуры. Пейзаж точно передает атмосферу холодного зимнего дня. На полотне нет резких контрастов, нарочитых световых эффектов, но природа в пейзажах Мещерского торжественна и величественна. Пейзаж выдержан в серебристых тонах и оживлен зеленоватыми рефлексами.
Картина поступила в собрание Воронежского областного художественного музея имени Ивана Крамского из Музея древностей и изящных искусств Воронежского государственного университета в 1933 году.