Мещерский Арсений Иванович — живописец, пейзажист. Учился Мещерский в Императорской Академии художеств у Фёдора Антоновича Бруни и Сократа Максимовича Воробьёва. Жил в Швейцарии, где брал уроки у Александра Калама.
Творчество Мещерского в основном продолжало традиции позднеромантического пейзажа середины XIX века, соединившиеся во второй половине XIX века с академической линией русского искусства. Утвердившееся направление получило название академического романтизма. Его родоначальником был Максим Никифорович Воробьёв — учитель многих пейзажистов и создатель длительной пейзажной традиции, продолжателем которой стал его сын — художник и педагог Сократ Максимович Воробьёв.
«Зимний пейзаж» позволяет выявить многие характерные особенности творческого метода Арсения Мещерского.
Композиция картины асимметрична. Построение пространства сводится к двум планам, третий заметно уплощен. Эффект соединения графически прорисованных крон деревьев и живописной массы куста — главный изобразительный мотив пейзажа.
Элемент жанрового сюжета в нем не нарушает общего состояния созерцательности, поэтического безмолвия природы. Тонально гармоничный, сдержанный, несколько условный колорит подчеркивает это состояние.
Современники писали о Мещерском: «Лучшими его произведениями считаются картины, изображающие горные пейзажи и зимние мотивы. Кисть у него свободная, законченная, тона его картин необыкновенно гармоничные… Мещерский действительно поэт кисти — и поэзией проникнуты все его пейзажи».
Художник проживал в Петербурге, преподавая в Академии и работая над пейзажами в различных техниках: от акварели и сепии до масляной живописи. Да и сама пейзажная тематика у Мещерского была широкого диапазона. Обычные виды русской природы в любое время года, море и горы, изображаемые мастером, — все это было подчинено одному — великолепной технике рисунка, удивительному композиционному строению и необычайной передаче эффектов освещения.
Совершенная техника рисунка ярко прослеживается во всех работах
Мещерского, поэтому он и называл себя «рисовальщиком», справедливо
полагая, что рисунок — краеугольный камень изобразительной грамоты. Его
полотна можно рассматривать долго, переводя взгляд от одной детали,
прописанной со скрупулезной тщательностью, к другой. А окинув
взглядом все полотно, как бы целиком погружаешься в удивительный мир
того уголка природы, который художник хотел нам показать.