Сюжет картины взят из Деяний апостолов (Деяния, 14:8-18). Язычники, жители города Листра, ставшие свидетелями чудесного исцеления апостолом Павлом хромого от рождения, уверовали в то, что Павел и Варнава — Меркурий и Юпитер, пришедшие на землю в человеческом обличье. Когда жрец храма Юпитера привел волов и принес венки, чтобы совершить жертвоприношение, апостолы страстными увещеваниями предотвратили принесение жертвы.
В центре картины — жертвенник. Справа от него — группа идущих язычников, людей в сопровождении жреца, возле которого — быки. Слева около жертвенника — апостол Павел, останавливающий шествие. Картина традиционно считается работой голландского мастера XVII века Ромбоута ван Тройена. Он часто писал итальянские пейзажи, хотя никогда не был в Италии. Также характерными для него сюжетами были фантастические здания, библейские и мифологические сцены, события которых часто разворачиваются в подземельях, пещерах и на руинах дворцов.
Ромбоут ван Тройен с 1615 года семь лет был учеником Яна Пейнаса. В мастерской братьев Яна и Якоба Пейнасов, очень известных в то время художников, несколько месяцев работал Рембрандт.
В центре картины — жертвенник. Справа от него — группа идущих язычников, людей в сопровождении жреца, возле которого — быки. Слева около жертвенника — апостол Павел, останавливающий шествие. Картина традиционно считается работой голландского мастера XVII века Ромбоута ван Тройена. Он часто писал итальянские пейзажи, хотя никогда не был в Италии. Также характерными для него сюжетами были фантастические здания, библейские и мифологические сцены, события которых часто разворачиваются в подземельях, пещерах и на руинах дворцов.
Ромбоут ван Тройен с 1615 года семь лет был учеником Яна Пейнаса. В мастерской братьев Яна и Якоба Пейнасов, очень известных в то время художников, несколько месяцев работал Рембрандт.
Картина существенно пострадала от реставрации — на участках с изображением архитектуры смыты слои цветного лака, которым были проработаны детали. Однако благодаря этому зритель может как бы проникнуть вглубь красочных слоев, увидеть процесс работы художника. Несмотря на помытости и реставрационные записи, чувствуется, что картина написана настоящим мастером.
О высоком живописном мастерстве голландского художника XVII века свидетельствует комплексное исследование произведения. Рентгенографическое исследование картины показало, что в первой стадии работы над композицией в подмалевке детально прорабатывался рисунок человеческих фигур, намечались основные пропорции архитектуры, определялась конструкция пейзажа. Картина написана на дубовой доске, живопись сложная, многослойная, в ее колористическом построении участвуют даже самые нижние слои, включая белый грунт.
О высоком живописном мастерстве голландского художника XVII века свидетельствует комплексное исследование произведения. Рентгенографическое исследование картины показало, что в первой стадии работы над композицией в подмалевке детально прорабатывался рисунок человеческих фигур, намечались основные пропорции архитектуры, определялась конструкция пейзажа. Картина написана на дубовой доске, живопись сложная, многослойная, в ее колористическом построении участвуют даже самые нижние слои, включая белый грунт.
В картине широко использованы цветные прозрачные лаки, усиливающие цветовое звучание нижних красок. Коричневые прозрачные и полупрозрачные краски нанесены поверх плотного ярко-желтого красочного слоя. Малиново-красный лак наложен поверх розовой кроющей краски.
Золотистый лак, нанесенный поверх синего, служит образованию зеленого цвета. Желто-коричневый лак на поверхности белой краски способствует появлению золотистых тонов. Художник, разрабатывая сложные градации света и тени, добивается редкого живописного единства изображенной сцены и пейзажа.