Картина поступила в 1924 году из Государственного музейного фонда. На обороте — сургучная печать с надписью: «Berlin bureau de», инициалы «R» и корона над ними. Пока печать расшифровать не удалось, но очевидно, что картина была приобретена в Берлине и находилась в коллекции одного из русских аристократов. В музейный инвентарь она была записана как работа неизвестного художника. Традиционно приписывается голландскому художнику Арнольду Вербюйсу на основании подписи и стилистического анализа. Технологические исследования подтвердили, что датировка картины соответствует принятой в музее.
Достоверная информация имеется только о деятельности Вербюйса в 1673–1717 годы. Вероятно, он учился у знаменитого лейденского жанриста Виллема ван Мириса. Длительное время состоял при фламандском дворе в Леувардене, где был занят в качестве портретиста и исторического живописца. Работал также в Роттердаме, Мидделбурге, Гааге. Хотя мастер многих жанров Арнольд Вербюйс писал портреты, исторические, мифологические, жанровые картины, его лучшими произведениями считаются небольшие изящные сценки любовных свиданий дам и кавалеров, всегда элегантно одетых, изображенных в изысканных позах. Они пользовались самой большой популярностью.
Примером такой живописи является «Дама с письмом» из собрания Радищевского музея. Технические приемы Арнольда Вербюйса отличаются большим разнообразием. Мастерство художника проявляется прежде всего в изображении вибрирующего света, освещающего узким лучом лицо и грудь дамы, скользящего по складкам белой атласной юбки, мерцающего на кистях и складках бархатной скатерти.
Сюжет на картине трудно определить детально. Очевидно, что дама получила любовное послание. Действия на втором плане, за спиной главных персонажей, дополняют рассказ. Справа, за альковом, служанка застилает постель — таким образом художник сообщает нам о дальнейшем развитии событий. Слева он изображает еще одну сцену — старуху, грозящую пальцем молодой девице, — что придает сцене непременный в картинах с таким сюжетом назидательный оттенок. Подобные картины, изображающие сцены соблазнения или свиданий, имели не просто назидательный, а религиозный подтекст, предостерегая молодых девушек от соблазнов, мешающих им достойно пройти земной путь в вечную жизнь.
Достоверная информация имеется только о деятельности Вербюйса в 1673–1717 годы. Вероятно, он учился у знаменитого лейденского жанриста Виллема ван Мириса. Длительное время состоял при фламандском дворе в Леувардене, где был занят в качестве портретиста и исторического живописца. Работал также в Роттердаме, Мидделбурге, Гааге. Хотя мастер многих жанров Арнольд Вербюйс писал портреты, исторические, мифологические, жанровые картины, его лучшими произведениями считаются небольшие изящные сценки любовных свиданий дам и кавалеров, всегда элегантно одетых, изображенных в изысканных позах. Они пользовались самой большой популярностью.
Примером такой живописи является «Дама с письмом» из собрания Радищевского музея. Технические приемы Арнольда Вербюйса отличаются большим разнообразием. Мастерство художника проявляется прежде всего в изображении вибрирующего света, освещающего узким лучом лицо и грудь дамы, скользящего по складкам белой атласной юбки, мерцающего на кистях и складках бархатной скатерти.
Сюжет на картине трудно определить детально. Очевидно, что дама получила любовное послание. Действия на втором плане, за спиной главных персонажей, дополняют рассказ. Справа, за альковом, служанка застилает постель — таким образом художник сообщает нам о дальнейшем развитии событий. Слева он изображает еще одну сцену — старуху, грозящую пальцем молодой девице, — что придает сцене непременный в картинах с таким сюжетом назидательный оттенок. Подобные картины, изображающие сцены соблазнения или свиданий, имели не просто назидательный, а религиозный подтекст, предостерегая молодых девушек от соблазнов, мешающих им достойно пройти земной путь в вечную жизнь.