Константин Яковлевич Крыжицкий (1858—1911) родился в 1858 году в купеческой семье в Киеве. Его отец — богатый купец польского происхождения Яков Гаврилович Крыжицкий — стремился к тому, чтобы все его восемь сыновей получили хорошее образование, поэтому будущий художник сперва учился в гимназии, а затем в реальном училище. Художественные способности юного Крыжицкого изначально развивались под руководством талантливого пейзажиста и педагога Н.И. Мурашко в Киевской рисовальной школе. После рисовальной школы в 1877 году он поступает в Академию художеств Санкт-Петербурга. Юноша успешно постигает изобразительное искусство в пейзажном классе под руководством художника Михаила Константиновича Клодта. Студент Крыжицкий был необычайно усерден и, безусловно, талантлив, а потому неудивительно, что после учебных серебряных и золотых медалей он получает в 1884 году по выходу из Академии звание классного художника первой степени. Далее с 1884 года по 1906 год Крыжицкий будет преподавать рисование в Николаевском сиротском институте. C 1879 года его полотна регулярно появлялись на академических выставках, а акварели — на выставках Общества русских акварелистов, деятельным членом которого он был с момента его основания в 1892 году. Картины художника приобретались Академией художеств и членами императорской семьи. В 1889 году Константин Яковлевич будет повышен в степень академика Императорской Академии Художеств, а в 1900 будет избран ее действительным членом.
Несмотря на то, что в Академии Крыжицкий был одним из лучших студентов своего курса, однажды Совет профессоров едва не исключил художника за страстную поддержку творчества Куинджи (1841—1910), манерой письма которого художник проникся еще проживая в Киеве. В частности, убежденным противником Куинджи был главный учитель Крыжицкого — Михаил Константинович Клодт. Касаемо сложившейся ситуации Константин Яковлевич писал: «Я, как и вся молодежь того времени, увлекался картинами Куинджи, и это увлечение было у меня столь сильно, что в силу циркулировавших тогда между нами (откуда исходивших — не помню) слухов, что Куинджи советует не писать этюды, а брать природу только по наблюдению, что все нужно творить от себя, делая только общие пометки и т. п. — ужасы, принимавшиеся тогда за абсолютные истины, — я, недолго думая, уничтожил все свои этюды за четыре года (1878—1881)». Архипа Ивановича Куинджи и Константина Яковлевича Крыжицкого объединяло не только творческое родство, но и схожесть характеров, а в особенности их общее стремление поддерживать талантливых коллег-художников. С этой целью по инициативе Константина Яковлевича было создано Общество, впоследствии получившее имя Куинджи. С 1908 (1909) года Константин Крыжицкий являлся членом-учредителем Общества художников имени А.И. Куинджи и председателем его правления вплоть до своего ухода из жизни (1911). Отметим, что творчество куинджистов будет иметь большое значение в истории русского пейзажа.
В своем творчестве Константин Яковлевич развивал традиции русского реалистического пейзажа. Известно, что мотивы для своих работ он искал в природе окрестностей Санкт-Петербурга и Киевской губернии. Основой для многих полотен также служили многочисленные натурные этюды, выполненные Крыжицким на Оке близ Тарусы, а также в собственном имении «Зачеренье» на берегу реки Торбытенки в Новгородской губернии. Возможно, что картина«Деревня на берегу реки. Вечер», представленная в постоянной экспозиции нашего музея, была написана именно там. В пользу данного предположения говорит датировка картины — 1905 год, когда усадьба в Зачеренье еще не была продана художником (1909 год), а также необычный цвет реки. Вода в реке Торбытна имела темно-коричневый, почти черный цвет из-за примесей в ней железа. В данной работе художник придал именно темные оттенки зеркальной водной глади, в которой отражается сочная зеленая листва деревьев правого берега реки и яркое небо. Представленная композиция, а также основополагающие особенности художественного решения данной работы сближают ее с рядом произведений К.Я. Крыжицкого конца 1890-х — 1900-х годов. Например, можно вспомнить работу «Золотая осень» 1903 года. Константину Яковлевичу нравилось работать с различным освещением, которое играло важную роль в его произведениях. Обратите внимание на стволы деревьев в правой части холста, окрашенных в алый цвет, на блики теплых и холодных оттенков на воде и камнях реки; левый её берег освещен лучами заходящего солнца. Такой внимательный подход к светопередаче явно отсылает нас к художественной манере уже упомянутого А.И. Куинджи. С необыкновенной тщательностью и пристальным вниманием к деталям художник прописал и дальний план картины, где виднеются деревенские домики, их крыши и трубы разного цвета. Должно быть, именно от М.К. Клодта воспринял Крыжицкий особое отношение к пейзажу, требующего максимально правдивого и подробного отображения.
Константин Яковлевич Крыжицкий оставил большое творческое наследие — около четырехсот картин и стал заметной фигурой в художественной жизни России второй половины XIX — начала XX века. Художник работал в традициях русского реалистического искусства, был строг и точен в прорисовке деталей, но свет и воздух делали его полотна особенными. Один из художественных обозревателей журнала «Нива» писал в своей заметке, посвященной юбилею творческой деятельности мастера в 1909 году: