Окимоно — вид японской миниатюрной пластики, который совсем недавно стал привлекать внимание современных востоковедов. С конца ХХ века появляются лишь незначительные упоминания об окимоно в исследованиях, посвященных нэцкэ, поэтому попытки атрибуции подобных предметов вызывают затруднения.
Термин «окимоно» начинает использоваться с эпохи Камакура (1185–1333).
Коллекция окимоно из Астраханской картинной галереи, вероятно, относится к изделиям второй половины ХIХ века.
Окимоно как вид миниатюрной пластики, предназначенной для украшения жилья, получил распространение приблизительно в XVI веке, когда в архитектуре жилища становится принятым устройство специальной ниши — токонома, в которой помещали красивый свиток, икебану или маленькие статуэтки будд и бодхисаттв.
Со временем сюжетно-тематический репертуар миниатюрной пластики расширился, и уже в гравюрах эпохи Эдо (1603–1868) можно видеть в качестве окимоно фигурки святых, монахов, животных шестидесятеричного цикла (12 животных восточного гороскопа), семи божеств счастья. Такие фигурки приобретались не только с целью привлечь удачу, но и на память о паломничестве в отдаленный храм, и в качестве подарка, и просто ради украшения интерьера.
Толчком для развития окимоно послужили реформы и революция в Японии периода Мэйдзи (1868–1912). Это было, с одной стороны, время открытия Японии для европейцев, с другой — активного освоения европейской культуры японцами. Реформированию подверглись в той или иной степени все сферы жизни японского социума: экономика, искусство, образование и даже быт.
Распространение европейской одежды привело к постепенному исчезновению нэцкэ как обязательного элемента костюма. Это привело к тому, что необходимость в их массовом производстве отпала, и значительная часть мастеров обратилась к окимоно, причем именно в той форме, которая сегодня стала предметом коллекционирования многих европейских, американских, российских частных коллекционеров и музеев. Таким образом, можно сказать, что в современном понимании этого термина окимоно — результат диалога японской и европейской культур. Этот вид творческой деятельности наименее изучен в японском изобразительном искусстве.
Представленная в отделе зарубежного искусства фигурка окимоно
— это тонко выполненная жанровая сцена: женщина одной рукой прижимает
к себе играющего в мяч ребенка, второй ребенок сидит в плетеной
коляске и машет рукой.