Пейзаж «Закат. Мельница», который хранится в Государственном художественном музее Ханты-Мансийска, художник-пейзажист Евгений Столица написал в 1906 году. Столица — ученик мастера пейзажа Архипа Куинджи.
Столица часто писал простые деревенские виды: избы, ветхие заборы, мельницы и большие природные пространства средней полосы России. Он придерживался традиций русского реалистического пейзажа XIX века и при этом старался развивать в нем декоративность, которую любил Куинджи. Поэтому «Закат. Мельница» по своему типу напоминает картину-панно — по размерам, форме и содержанию она выполнена так, чтобы вписаться в интерьер и украсить его.
На фоне голубого неба с лиловыми облаками последние лучи заходящего солнца красят темно-зеленые верхушки деревьев в багровый цвет. Это цветовое решение придает всем объектам на холсте таинственности и сказочности. На первом плане изображена излучина небольшой речки, она уходит к центру композиции. Ее затемненные воды сливаются с нижней частью густой листвы деревьев. Справа Столица изобразил две светлые деревянные постройки, крыша одной из них покрыта соломой, а другая освещена заходящим солнцем. Левее в листве прячутся колесо водяной мельницы и высокий деревянный мост через реку.
Современники называли Столицу самым русским художником: он предпочитал использовать в работах, в том числе в «Закате», неяркий, холодноватый колорит и простые деревенские мотивы. Это придавало его картинам поэтичности и созерцательности. Столица работал в свободной манере импрессионизма и умел передавать тонкую свето-воздушную среду, движение атмосферы и непосредственное живое восприятие натуры.
Первоначальное художественное образование Евгений Столица получил в Одесском реальном училище у Геннадия Ладыженского, после жил в Петербурге. С 1888 года посещал занятия в Академии художеств у живописца Михаила Клодта, во время учебы был награжден двумя малыми и одной большой серебряными медалями. В 1893 году Столица стал классным художником второй степени. В 1898-м вместе с другими учениками Куинджи поехал в Германию, Францию и Австрию. Во время Русско-японской войны в 1904 году работал над батальными картинами в Порт-Артуре при адмирале Макарове. После участвовал в международных выставках, а в 1908 году стал одним из организаторов Общества художников имени Архипа Куинджи. С 1924 года жил и работал в Москве.
Столица часто писал простые деревенские виды: избы, ветхие заборы, мельницы и большие природные пространства средней полосы России. Он придерживался традиций русского реалистического пейзажа XIX века и при этом старался развивать в нем декоративность, которую любил Куинджи. Поэтому «Закат. Мельница» по своему типу напоминает картину-панно — по размерам, форме и содержанию она выполнена так, чтобы вписаться в интерьер и украсить его.
На фоне голубого неба с лиловыми облаками последние лучи заходящего солнца красят темно-зеленые верхушки деревьев в багровый цвет. Это цветовое решение придает всем объектам на холсте таинственности и сказочности. На первом плане изображена излучина небольшой речки, она уходит к центру композиции. Ее затемненные воды сливаются с нижней частью густой листвы деревьев. Справа Столица изобразил две светлые деревянные постройки, крыша одной из них покрыта соломой, а другая освещена заходящим солнцем. Левее в листве прячутся колесо водяной мельницы и высокий деревянный мост через реку.
Современники называли Столицу самым русским художником: он предпочитал использовать в работах, в том числе в «Закате», неяркий, холодноватый колорит и простые деревенские мотивы. Это придавало его картинам поэтичности и созерцательности. Столица работал в свободной манере импрессионизма и умел передавать тонкую свето-воздушную среду, движение атмосферы и непосредственное живое восприятие натуры.
Первоначальное художественное образование Евгений Столица получил в Одесском реальном училище у Геннадия Ладыженского, после жил в Петербурге. С 1888 года посещал занятия в Академии художеств у живописца Михаила Клодта, во время учебы был награжден двумя малыми и одной большой серебряными медалями. В 1893 году Столица стал классным художником второй степени. В 1898-м вместе с другими учениками Куинджи поехал в Германию, Францию и Австрию. Во время Русско-японской войны в 1904 году работал над батальными картинами в Порт-Артуре при адмирале Макарове. После участвовал в международных выставках, а в 1908 году стал одним из организаторов Общества художников имени Архипа Куинджи. С 1924 года жил и работал в Москве.