Евгений Иванович Столица родился в 1870 году в Одесской области в семье лесничего. С 1888 года посещал занятия в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Сначала занимался в качестве вольнослушателя, с 1890 года был постоянным учеником Михаила Константиновича Клодта. Впоследствии посещал мастерскую Архипа Ивановича Куинджи, который оказал большое влияние на его творчество.
Много путешествовал по Волге, Днепру, Каспийскому и Чёрному морям. В 1896 году совершил поездку на Крайний Север. Участвовал в плавании ледокола «Ермак», посетил Швецию, Норвегию, Англию. В 1899 году совершил еще две полярные экспедиции на ледоколе «Ермак».
Вернувшись домой, по привезенным этюдам и наброскам Евгений Иванович написал серию картин, посвященных природе Арктики.
В 1904 году был откомандирован в штаб адмирала Макарова в Порт-Артур — там художник работал над серией батальных картин.
В 1916 году переехал в Ананьев (впоследствии там откроют музей художника) — небольшой городок в Херсонской губернии, где проживала семья художника и где он создал многие из своих сельских пейзажей.
В 1922–1924 годах Евгений Иванович жил в Сергиевом Посаде, где работал хранителем музея Троице-Сергиевой лавры, занимался реставрацией икон.
Окончательно поселившись в Москве в 1924 году, художник присоединился к Ассоциации художников революционной России и участвовал в ее выставках в разных городах страны.
Евгений Иванович Столица часто писал простые деревенские виды: избы, ветхие заборы, мельницы и большие природные пространства средней полосы России, предпочитая использовать в своих работах неяркий колорит.
Одним из примеров деревенского мотива можно считать этюд «Деревня весной. На гумне». Картина написана в характерной для художника манере: неяркий колорит, ощущение прохладного, чуть влажного воздуха, пасмурный день.
Столица придерживался традиций русского реалистического пейзажа XIX века, но при этом умел передавать непосредственное живое восприятие натуры и смог сформировать собственный уникальный стиль — более свободное, живое письмо, близкое к импрессионистической манере.