Скульптурная группа «Встреча с войны ополченца 1812 года» выполнена потомственным богородским резчиком Андреем Яковлевичем Чушкиным (1882–1933). Композиция создана в период подготовки к юбилейной выставке, приуроченной к столетию Отечественной войны 1812 года. Выставка проходила в Историческом музее в Москве. Это очень свободная интерпретация мотивов двух популярных картин Ивана Васильевича Лучанинова: «Благословение ополченца 1812 года» и «Возвращение ратника в свое семейство». Картина «Благословение ополченца» тиражировалась также в виде гравюры Андрея Григорьевича Ухтомского.
Народный мастер творчески интерпретировал живописный сюжет сообразно выразительным возможностям деревянной резьбы. Трехфигурная композиция лаконична, но сюжет ее при этом выразителен: мы видим порыв женщины, бросившейся навстречу вернувшемуся мужу, распростертые для объятья руки вошедшего ратника и радость прильнувшего к нему ребенка. Андрей Чушкин подчеркнул крестьянское происхождение героя. Ополченец — при сабле и форменном картузе, но в полосатых деревенских портах.
Для воплощения памятных графических сюжетов в скульптуре требовался мастер, владевший навыками традиционной резьбы, обладавший творческой фантазией и пространственным видением. Мастер должен был создать новый сюжет, нехарактерный для традиционного богородского промысла. Таким мастером был Андрей Чушкин. Он создал целый цикл скульптурных групп «1812 год» по мотивам карикатур Ивана Теребенева, среди них «Русский народ охраняет Кремль от Наполеона» и «Крестьянин выметает метлой французов из Кремля»: большая фигура крестьянина противостоит маленьким фигуркам врагов, сметаемых с родной земли.
Участие Андрея Чушкина в выставке «1812 год» в 1912 году было отмечено бронзовой медалью на Владимирской ленте. Тема встречи с войны ассоциировалась с окончанием военных потрясений нового ХХ века. Сцена встречи солдата находила отклик в сердцах русских людей и многократно повторялась Чушкиным до 1925 года. Экспонат поступил в коллекцию Русского музея из собрания известного ученого-фольклориста Натальи Павловны Колпаковой.
Андрей Яковлевич Чушкин — один из членов-учредителей Богородской кустарной игрушечно-резной артели (1913), инструктор игрушечных мастерских в Богородском и Сергиевом Посаде, а после революции — в Москве. Мастер показан за работой в фильме «Приключения Болвашки» (1927, «Межрабпом-Русь», режиссер — Юрий Желябужский).
Народный мастер творчески интерпретировал живописный сюжет сообразно выразительным возможностям деревянной резьбы. Трехфигурная композиция лаконична, но сюжет ее при этом выразителен: мы видим порыв женщины, бросившейся навстречу вернувшемуся мужу, распростертые для объятья руки вошедшего ратника и радость прильнувшего к нему ребенка. Андрей Чушкин подчеркнул крестьянское происхождение героя. Ополченец — при сабле и форменном картузе, но в полосатых деревенских портах.
Для воплощения памятных графических сюжетов в скульптуре требовался мастер, владевший навыками традиционной резьбы, обладавший творческой фантазией и пространственным видением. Мастер должен был создать новый сюжет, нехарактерный для традиционного богородского промысла. Таким мастером был Андрей Чушкин. Он создал целый цикл скульптурных групп «1812 год» по мотивам карикатур Ивана Теребенева, среди них «Русский народ охраняет Кремль от Наполеона» и «Крестьянин выметает метлой французов из Кремля»: большая фигура крестьянина противостоит маленьким фигуркам врагов, сметаемых с родной земли.
Участие Андрея Чушкина в выставке «1812 год» в 1912 году было отмечено бронзовой медалью на Владимирской ленте. Тема встречи с войны ассоциировалась с окончанием военных потрясений нового ХХ века. Сцена встречи солдата находила отклик в сердцах русских людей и многократно повторялась Чушкиным до 1925 года. Экспонат поступил в коллекцию Русского музея из собрания известного ученого-фольклориста Натальи Павловны Колпаковой.
Андрей Яковлевич Чушкин — один из членов-учредителей Богородской кустарной игрушечно-резной артели (1913), инструктор игрушечных мастерских в Богородском и Сергиевом Посаде, а после революции — в Москве. Мастер показан за работой в фильме «Приключения Болвашки» (1927, «Межрабпом-Русь», режиссер — Юрий Желябужский).