Богородской игрушкой называется деревянная резная игрушка из мягких пород дерева — липы, ольхи, осины. Несмотря на то, что промысел получил свое название благодаря селу, точное место его возникновения установить трудно. Богородское находилось недалеко от Сергиевского аосада, и, как правило, эти игрушки изготавливались в тесном сотрудничестве богородскими и сергиевопосадскими резчиками. Мастера занимались изготовлением игрушек сезонно: с поздней осени и до ранней весны, то есть когда наступал перерыв в сельскохозяйственных работах. Долгое время богородские резчики работали непосредственно по заказам сергиевских скупщиков, делали деревянные заготовки, которые отделывали и раскрашивали уже в Сергиевском посаде.
Уже в середине XIX века центром резного дела стало Богородское. 1840–70-е годы — время расцвета богородского кустарного промысла. Важнейшим событием для его дальнейшего развития стало открытие в 1891 году Учебной игрушечной мастерской в Сергиевском посаде. Помимо обучения мастерская осуществляла сбыт игрушек в России и за рубежом. Значительную роль в развитии богородского промысла и в целом в развитии интереса к игрушке сыграл Николай Бартрам — художник, коллекционер, впоследствии основатель и первый директор Государственного музея игрушки. Бартрам привнес в промысел идеи скульптурной резьбы, что позволило обогатить сюжетный ряд и повысить интерес к промыслу. В 1913 году в Богородском была организована артель. Это помогло богородчанам приобрести экономическую независимость от сергиевских скупщиков. Во главе артели был своеобразный «художественный совет», который состоял из самых опытных мастеров. В том же 1913 году в Богородском открыли учебно-показательную мастерскую с инструкторским классом, а в 1914-м на ее базе заработала земская школа, в которой обучались мальчики на полном пансионе.
Богородскую игрушку отличает угловатость и простота форм. Как правило, мастера изображали людей — крестьян, чиновников, гусаров, музыкантов — или животных. Часто использовали различные механизмы движения. Например, многим известна композиция «Кузнецы» — своего рода символ богородской игрушки: за счет раздвижных планок кузнец и медведь поочередно ударяют молотом по наковальне. Такие игрушки появились еще в XVII веке. Еще один популярный вариант движущейся игрушки — «Клюющие курочки», которые начинают оживать за счет раскручивания гирьки противовеса.
В начале XX века стилистика богородской игрушки изменилась, появились новые сюжеты. Стало популярным изображение жанровых сцен с гравюр и лубка. Проработка деталей стала более тонкой, тщательной. Представленная в экспозиции скульптурная композиция «Упряжка с санями и ездоками» очень характерна для творчества богородских мастеров начала XX века.
Уже в середине XIX века центром резного дела стало Богородское. 1840–70-е годы — время расцвета богородского кустарного промысла. Важнейшим событием для его дальнейшего развития стало открытие в 1891 году Учебной игрушечной мастерской в Сергиевском посаде. Помимо обучения мастерская осуществляла сбыт игрушек в России и за рубежом. Значительную роль в развитии богородского промысла и в целом в развитии интереса к игрушке сыграл Николай Бартрам — художник, коллекционер, впоследствии основатель и первый директор Государственного музея игрушки. Бартрам привнес в промысел идеи скульптурной резьбы, что позволило обогатить сюжетный ряд и повысить интерес к промыслу. В 1913 году в Богородском была организована артель. Это помогло богородчанам приобрести экономическую независимость от сергиевских скупщиков. Во главе артели был своеобразный «художественный совет», который состоял из самых опытных мастеров. В том же 1913 году в Богородском открыли учебно-показательную мастерскую с инструкторским классом, а в 1914-м на ее базе заработала земская школа, в которой обучались мальчики на полном пансионе.
Богородскую игрушку отличает угловатость и простота форм. Как правило, мастера изображали людей — крестьян, чиновников, гусаров, музыкантов — или животных. Часто использовали различные механизмы движения. Например, многим известна композиция «Кузнецы» — своего рода символ богородской игрушки: за счет раздвижных планок кузнец и медведь поочередно ударяют молотом по наковальне. Такие игрушки появились еще в XVII веке. Еще один популярный вариант движущейся игрушки — «Клюющие курочки», которые начинают оживать за счет раскручивания гирьки противовеса.
В начале XX века стилистика богородской игрушки изменилась, появились новые сюжеты. Стало популярным изображение жанровых сцен с гравюр и лубка. Проработка деталей стала более тонкой, тщательной. Представленная в экспозиции скульптурная композиция «Упряжка с санями и ездоками» очень характерна для творчества богородских мастеров начала XX века.