Большая скульптурная группа «Как мыши кота хоронили» была выполнена в мастерских Сергиева Посада, где работали и богородские мастера. Свидетельством общественного интереса к значительному достижению резного деревянного промысла было повторение скульптуры в нескольких вариантах, разошедшихся по музейным собраниям.
Композиция «Как мыши кота хоронили» была создана потомственным богородским резчиком Филиппом Дмитриевичем Ерошкиным (1879–1936). Мастер постарался выразить юмор так называемых потешных листов, с которых и был позаимствован этот сюжет. Фигуры интересно рассматривать, сопоставляя с пояснительным текстом лубка, нередко весьма грубым.
Древнейшая притча о хитром коте, притворившемся мертвым, известная со времен Древнего Египта и басен Эзопа, прижилась в России в оригинальном национальном варианте. Ее содержание в разные эпохи интерпретировалось в соответствии с реалиями своего времени, но всегда в духе «мира навыворот».
Самые ранние русские гравюры на дереве на этот сюжет датируются XVII веком, а затем сюжет перешел в гравюру на меди. Изображение сопровождается текстом с ироничной характеристикой каждого персонажа этой процессии.
«Знатныя подпольныя мыши крыночныя блудницы напоследок коту послужили на чухонския дроги, связав лапы, положили, хотят печаль утолить, а кота в г… яме утопить…», «… мышь курбата несёт лопату яму копати…», «Чурила Сарнач в свирелку играет, а ладу не знает…», «… мышь от чухонки Маланьи везет полны сани оладьев…», «… мыши хворых мышей на себе везут и прогонов не берут…».
Деревня Богородское находится в 20 километрах от Сергиева Посада. Здесь с XVIII века известны династии резчиков деревянной игрушки и скульптуры — «кукол». Ими торговали в лавках у стен Троице-Сергиевой Лавры, а затем и в магазинах обеих столиц. Особенно популярны богородские игрушки с движением — медведи и кузнецы, которые стали символом этого народного промысла.
1900-е годы были переломными для развития богородского резного промысла, и связано это было с организаторской деятельностью художника Николая Дмитриевича Бартрама — куратора игрушечных промыслов при московском Кустарном музее. Он стремился вовлечь деревенских мастеров в выставочную деятельность, способствовавшую славе промысла. Необходимо было создание новых крупных композиций, связанных с фольклором, запоминающихся выставочных экспонатов, привлекающих внимание зрителя. Именно Бартрам предложил резчикам выполнить в дереве излюбленный сюжет старинного лубка «Мыши кота погребают».
Композиция «Как мыши кота хоронили» была создана потомственным богородским резчиком Филиппом Дмитриевичем Ерошкиным (1879–1936). Мастер постарался выразить юмор так называемых потешных листов, с которых и был позаимствован этот сюжет. Фигуры интересно рассматривать, сопоставляя с пояснительным текстом лубка, нередко весьма грубым.
Древнейшая притча о хитром коте, притворившемся мертвым, известная со времен Древнего Египта и басен Эзопа, прижилась в России в оригинальном национальном варианте. Ее содержание в разные эпохи интерпретировалось в соответствии с реалиями своего времени, но всегда в духе «мира навыворот».
Самые ранние русские гравюры на дереве на этот сюжет датируются XVII веком, а затем сюжет перешел в гравюру на меди. Изображение сопровождается текстом с ироничной характеристикой каждого персонажа этой процессии.
«Знатныя подпольныя мыши крыночныя блудницы напоследок коту послужили на чухонския дроги, связав лапы, положили, хотят печаль утолить, а кота в г… яме утопить…», «… мышь курбата несёт лопату яму копати…», «Чурила Сарнач в свирелку играет, а ладу не знает…», «… мышь от чухонки Маланьи везет полны сани оладьев…», «… мыши хворых мышей на себе везут и прогонов не берут…».
Деревня Богородское находится в 20 километрах от Сергиева Посада. Здесь с XVIII века известны династии резчиков деревянной игрушки и скульптуры — «кукол». Ими торговали в лавках у стен Троице-Сергиевой Лавры, а затем и в магазинах обеих столиц. Особенно популярны богородские игрушки с движением — медведи и кузнецы, которые стали символом этого народного промысла.
1900-е годы были переломными для развития богородского резного промысла, и связано это было с организаторской деятельностью художника Николая Дмитриевича Бартрама — куратора игрушечных промыслов при московском Кустарном музее. Он стремился вовлечь деревенских мастеров в выставочную деятельность, способствовавшую славе промысла. Необходимо было создание новых крупных композиций, связанных с фольклором, запоминающихся выставочных экспонатов, привлекающих внимание зрителя. Именно Бартрам предложил резчикам выполнить в дереве излюбленный сюжет старинного лубка «Мыши кота погребают».