Среди всех игрушек сергиево-посадских мастеров выделяется образ одной неразлучной пары — бравого гусара и элегантной барыни. В отличие от дешевых фигурок, сделанных из отходных материалов, отщепов, гусар — игрушка более высокого уровня: она выполнена с особой тщательностью и проработкой мелких деталей. Начиная от султана на уланке и заканчивая фактурным изображением ментика (короткая гусарская накидка) — все раскрашено дорогостоящими красителями. Тонко выписаны лихие гусарские усы, шнуровка на форме и элементы головного убора, богато украшенная сабля. Тем не менее фигуре присущи и собирательные, обобщающие черты: мастер добавил к форме эполеты, застежки на доломане сделаны крест-накрест, а ментик накинут на правое плечо. Кроме того, автор снабдил «гусара» довольно необычным головным убором — фантазийным гибридом кивера и уланки.
Центры игрушечного производства, расположенные близ крупных городов, в слободах и посадах, создавались и развивались под сильным влиянием городской культуры. Резьбой по дереву в Сергиевом Посаде занимались с давних пор, а к XIX веку он становится крупнейшим центром производства русской резной деревянной игрушки. Посад имел в своем распоряжении много хороших резчиков, которые работали при крупных мастерских. Помимо резных «болвашек» для создания произведений из папье-маше, из-под их рук выходили и резные деревянные игрушки, отличающиеся реалистичностью исполнения и яркими красками: дорогие игрушки были эмалевыми, подешевле — клеевыми. Мастера владели самыми разными техниками резьбы — с использованием ножа, стамесок и долота. Это позволяло им передавать формы и фактуры сложных костюмов, тканей, лент, меха. Источниками вдохновения для них служили гравюры с картин западных и русских художников, вырезки из модных журналов. Белые руки и лица и блестящая поверхность делали игрушки похожими на дорогостоящие фарфоровые произведения, которым они и подражали.
Выразительные лица, богатые наряды, романтизация образа времен Отечественной войны 1812 года — все эти особенности позволяют сергиево-посадским барыне с гусаром находиться в ряду лучших произведений народного искусства XIX столетия.
Центры игрушечного производства, расположенные близ крупных городов, в слободах и посадах, создавались и развивались под сильным влиянием городской культуры. Резьбой по дереву в Сергиевом Посаде занимались с давних пор, а к XIX веку он становится крупнейшим центром производства русской резной деревянной игрушки. Посад имел в своем распоряжении много хороших резчиков, которые работали при крупных мастерских. Помимо резных «болвашек» для создания произведений из папье-маше, из-под их рук выходили и резные деревянные игрушки, отличающиеся реалистичностью исполнения и яркими красками: дорогие игрушки были эмалевыми, подешевле — клеевыми. Мастера владели самыми разными техниками резьбы — с использованием ножа, стамесок и долота. Это позволяло им передавать формы и фактуры сложных костюмов, тканей, лент, меха. Источниками вдохновения для них служили гравюры с картин западных и русских художников, вырезки из модных журналов. Белые руки и лица и блестящая поверхность делали игрушки похожими на дорогостоящие фарфоровые произведения, которым они и подражали.
Выразительные лица, богатые наряды, романтизация образа времен Отечественной войны 1812 года — все эти особенности позволяют сергиево-посадским барыне с гусаром находиться в ряду лучших произведений народного искусства XIX столетия.