Эту игрушку вылепила мастерица Наталья Фролова по заветам мастериц села Чернышено. Кукушка — один из любимейших образов в этих местах. Он связан с традиционными верованиями. В старину эту птицу почитали как воплощение богини — защитницы домашних животных. Крестьяне нередко просили: «Кукушка, прокукуй мою скотину!». А по траве «кукушкины слезы» девушки гадали о том, мальчик у них родится или девочка: они пили отвар корней, приговаривая заклинание: «Кукушка, роди мне сынушечку-дочушечку».
Трепетное отношение к этой птице оказало влияние на традиции промысла: «кукушечной» стала роспись всех остальных игрушек. Коровки, барашки, всадники, куклы — все они обильно украшались чередующимися полосками, похожими на оперение любимицы.
Исследователь Василий Глаголев рассказывал, что игрушки в Чернышено лепили без добавления воды. Глину зачастую заготавливали впрок, набирая ее весной из близлежащих к деревне оврагов. Материал хранили в погребе или в других холодных местах. Перед работой его разбивали лопатой, колотили вальками (валёк — деревянный брусок с рукояткой) и вынимали из массы камешки. В работе не использовали какие-то особые инструменты — в ход шли щепки, ножи или осколки стекла, чтобы обрезать низ игрушки. Некоторые мастерицы брали заостренный колышек или болванку — ими формировали юбки у кукол. Обычно во время лепки игрушки держали на весу и только по завершении ставили их на стол или лавку. Сушили изделия на верхушках печей и затем обжигали в общем горне.
По сложившейся традиции промысел в Чернышено был женским: крестьянки не получали от мужей денег на личные расходы, поэтому они продавали молочные продукты, пряжу, холсты и, конечно, игрушки. Обычно все подготавливали к двум ярмаркам: Преполовенской и Троицкой. Интересно, что мастерицы называли все фигурки одинаково, но не «кукушками», а «коньками-свистуньками». У всех коньков-свистуньков были очень условные формы: мастерицы лепили их приземистыми, с вытянутыми корпусами и маленькими ножками-бугорками. Также изделия отличались вытянутыми шеями и крошечными упрощенными головками.
Трепетное отношение к этой птице оказало влияние на традиции промысла: «кукушечной» стала роспись всех остальных игрушек. Коровки, барашки, всадники, куклы — все они обильно украшались чередующимися полосками, похожими на оперение любимицы.
Исследователь Василий Глаголев рассказывал, что игрушки в Чернышено лепили без добавления воды. Глину зачастую заготавливали впрок, набирая ее весной из близлежащих к деревне оврагов. Материал хранили в погребе или в других холодных местах. Перед работой его разбивали лопатой, колотили вальками (валёк — деревянный брусок с рукояткой) и вынимали из массы камешки. В работе не использовали какие-то особые инструменты — в ход шли щепки, ножи или осколки стекла, чтобы обрезать низ игрушки. Некоторые мастерицы брали заостренный колышек или болванку — ими формировали юбки у кукол. Обычно во время лепки игрушки держали на весу и только по завершении ставили их на стол или лавку. Сушили изделия на верхушках печей и затем обжигали в общем горне.
По сложившейся традиции промысел в Чернышено был женским: крестьянки не получали от мужей денег на личные расходы, поэтому они продавали молочные продукты, пряжу, холсты и, конечно, игрушки. Обычно все подготавливали к двум ярмаркам: Преполовенской и Троицкой. Интересно, что мастерицы называли все фигурки одинаково, но не «кукушками», а «коньками-свистуньками». У всех коньков-свистуньков были очень условные формы: мастерицы лепили их приземистыми, с вытянутыми корпусами и маленькими ножками-бугорками. Также изделия отличались вытянутыми шеями и крошечными упрощенными головками.