Многим Водяной известен по мультфильму «Летучий корабль» 1979 года, как забавный и добродушный персонаж, который живёт в болоте. Но таким ли его представляли славянские народы? Для получения ответа на этот вопрос стоит обратиться к первоисточникам.
Водяной
Я — водяной, я — водяной,
Никто не водится со мной,
Внутри меня — водица, ну что с таким водиться?
Противно!
Вот как описывает образ Водяного историк XVIII века Михаил Чулков:
Дедушка Водяной — особый черт, живущий возле мельниц в мутной воде. Водяные уносят в воду купающихся без креста людей, чаще всего маленьких детей. Под водой, как уверяют глупые, имеют великолепные богатые дворцы.
В одном из других изданий, основанных на исследованиях историка можно встретить дополнение, что дворец Водяного окружен стадами золотых и серебряных рыбок.
Образы Водяных начали формироваться еще в давние времена. Адъюнкт Императорского Санкт-Петербургского университета Михаил Касторский в 1841 году в своей научной работе писал, что первое упоминание о почитании славянами водяных было в трудах Прокопия. Здесь, вероятно, имеется ввиду Прокопия Кесарийского — историка, жившего между 490–565 годами.
В книге «Очерк старославянского баснословия или мифологии» 1860-го года говорится:
У русских такие существа называются водяными или болотными дядьками, которые переворачивают лодки, заманивают людей на гибель, разрывают плотины и гребли, ломают мельницы.
Выдержка из исторического источника «Очерк старославянского баснословия или мифологии», 1860. Адаптированный перевод.
С течением времени образ водяного эволюционировал, обогащаясь новыми чертами и символикой. Евгений Кагаров, российский и советский историк, этнограф, филолог в своем труде описывал Водяных так:
На дне рек и озер, особенно в омутах и под мельницей, живет, по народным представлениям, водяной — старый, косматый дед с бородой покалено. Он производит бури, топит людей и корабли, любит шутить шутки над мельниками, рыбаками и пчеловодами. Русалки представляются его дочерями. Водяной находится в непримиримой вражде с домовыми. Любопытно, что в некоторых местах и до наших дней сохранился обычай приносить жертву водяному, топя лошадь: «вот тебе дедушка, — говорят крестьяне при этом, — гостинец на новоселье, люби да жалуй нашу семью». В редких случаях эти водяные духи рисуются в народной фантазии зооморфными, то есть имеющими змеиный образ: так в вологодских реках водяной, по убеждению крестьян, принимает иногда образ громадной рыбы; в Смоленской губернии водяного представляют себе в образе человека с лапами вместо рук, с ногами на голове и с хвостом сзади; олонецкие водяные имеют гусиные ноги.
Евгений Кагаров, российский и советский историк, этнограф, филолог
Интерес к славянской мифологии и её персонажам не угасает и в наши дни. Образ Водяного продолжает вдохновлять художников, писателей и кинематографистов. Его можно встретить как в современной литературе, так и в фильмах, что делает Водяного особенно интересным для исследования.
Материал подготовлен Голышмановской библиотекой на основе исторических источников Президентской библиотеки
Водяной
