Поэма «Владимир Ильич Ленин» была написана В.В. Маяковским в 1924 году, первое издание вышло в 1925 году. В редком фонде Дальневосточной государственной научной библиотеки хранится издание 1969 года. Это издание оформил один из самых известных советских художников 1960–1980-х годов Дмитрий Спиридонович Бисти.
Владимир Ильич Ленин
На формирование творческого метода Д.С. Бисти во многом повлиял опыт В.А. Фаворского — знаменитого русского художника, ксилографа, книжного графика и теоретика книжного искусства. В.А. Фаворский считал, что оформление книги должно быть целостным, необходимо учитывать все ее элементы: и содержание произведения, и шрифт, и иллюстрации, и другие составляющие. Книга должна представлять собой стройную структуру, подобно живому организму. Эти идеи В.А. Фаворского нашли отражение в творчестве художников-последователей, работавших над книжным оформлением, в том числе Д.С. Бисти. В своем творчестве он создал самостоятельный и внутренне целостный подход к дизайну книг.
Характерной чертой книжного дизайна Д.С. Бисти является тесная взаимосвязь иллюстративного ряда книги с ее основными функциональными задачами. Оформление призвано помогать читателю полнее и глубже воспринять литературное произведение.
Издание «Владимир Ильич Ленин» имеет квадратную форму. Книга с черными обрезами и белым ляссе. Поэма напечатана на финской мелованной бумаге. Переплет обтянут серой тканью без рисунков и только на корешке надпись: «В. Маяковский. Владимир Ильич Ленин». Поверх переплета одета белая суперобложка с изображением трех рук, стиснувших знамя.
Рисунки и композиции Д.С. Бисти взаимодействуют с пространством всей книги. Текст и иллюстрации становятся единым смысловым пространством, работающим на раскрытие смысла. Оформление книги Д.С. Бисти является своеобразной интерпретацией первоисточника, видением художника.
Поэма «Владимир Ильич Ленин» рассказывает о вожде мирового пролетариата, о борьбе российской коммунистической партии с буржуазией, о революции. Масштаб изображения в поэме расширяется от образа конкретного человека до образа многомиллионной пролетарской революции.
Иллюстрации четко вписываются в пространство текста, оживляют его, играют с читателем, стимулируют читательский интерес, заставляют всматриваться, вчитываться, интерпретировать.