Центральное место в индийском пантеоне занимают три божества (тримурти) — Брахма, Вишну и Шива. Согласно индуистской мифологии, мир появляется из тела Брахмы, Вишну выступает в качестве его хранителя, а Шива — разрушителя. Брахма, Вишну и Шива воплощают собой всю полноту бытия и космического процесса: возникновение мира, его существование и гибель.
Основные функции бога Вишну — наблюдение за космическим порядком, поддержание жизни и древних традиций. Он — покровитель дома и домашнего очага. Вишну держит в руках раковину, лотос, булаву и диск. Его ваханой (ездовым животным) является Гаруда (мифический получеловек-полуптица).
Согласно индийской мифологии, Вишну-хранитель мира возлежит на змее посреди мирового океана в период после конца одной космической эры и до начала следующей. Затем из его пупа вырастает лотос, на котором сидит творец мира — Брахма. Вишну является хранителем сотворенного мира, а затем в конце очередной кали-юги (временного цикла) вбирает его в себя. После этого снова рождается творец Брахма и снова цикл повторяется: от золотого века (Крита-юга), через Трета и Двапара-югу, к железному веку (Кали-юга). Считается, что в золотом веке люди живут очень долго и счастливо, не совершают дурных поступков, а затем становятся все хуже и хуже. В конце концов мир приходит к упадку: люди живут не по законам дхармы, происходит смешение каст, природные катаклизмы. Так заканчивается очередной временной цикл.
В почитании Вишну особую роль играет эмоциональное отношение к нему. Чувство, которое испытывает поклонник Вишну, — это бескорыстная любовь почитателя к своему богу. Она является основой учения о достижении освобождения через поклонение и преданность богу — бхакти (букв. «преданность»). Об эмоциональном почитании божества упоминается уже в Упанишадах (древнеиндийских религиозно-философских текстах). Более подробно концепция трех путей разрабатывается в «Бхагавадгите» —квинтэссенции индуистской догматики. В ней называются «путь знания» (джняна-марга), «путь действия» (карма-марга) и «путь религиозной любви» (бхакти-марга). Бхакти предполагает взаимную преданность поклоняющегося и избранного им бога (иштадевата).
Основные функции бога Вишну — наблюдение за космическим порядком, поддержание жизни и древних традиций. Он — покровитель дома и домашнего очага. Вишну держит в руках раковину, лотос, булаву и диск. Его ваханой (ездовым животным) является Гаруда (мифический получеловек-полуптица).
Согласно индийской мифологии, Вишну-хранитель мира возлежит на змее посреди мирового океана в период после конца одной космической эры и до начала следующей. Затем из его пупа вырастает лотос, на котором сидит творец мира — Брахма. Вишну является хранителем сотворенного мира, а затем в конце очередной кали-юги (временного цикла) вбирает его в себя. После этого снова рождается творец Брахма и снова цикл повторяется: от золотого века (Крита-юга), через Трета и Двапара-югу, к железному веку (Кали-юга). Считается, что в золотом веке люди живут очень долго и счастливо, не совершают дурных поступков, а затем становятся все хуже и хуже. В конце концов мир приходит к упадку: люди живут не по законам дхармы, происходит смешение каст, природные катаклизмы. Так заканчивается очередной временной цикл.
В почитании Вишну особую роль играет эмоциональное отношение к нему. Чувство, которое испытывает поклонник Вишну, — это бескорыстная любовь почитателя к своему богу. Она является основой учения о достижении освобождения через поклонение и преданность богу — бхакти (букв. «преданность»). Об эмоциональном почитании божества упоминается уже в Упанишадах (древнеиндийских религиозно-философских текстах). Более подробно концепция трех путей разрабатывается в «Бхагавадгите» —квинтэссенции индуистской догматики. В ней называются «путь знания» (джняна-марга), «путь действия» (карма-марга) и «путь религиозной любви» (бхакти-марга). Бхакти предполагает взаимную преданность поклоняющегося и избранного им бога (иштадевата).