Шива — наряду с Брахмой и Вишну входит в верховную триаду божеств индуизма. Его функция — уничтожение мира. Это божественное деяние рассматривается в Индии как благое. Оно открывает дорогу для нового творения. Шива был включен в пантеон индуистских богов достаточно поздно, примерно в 200 году до н. э.
Известно несколько иконографических образов бога: с Брахмой и Вишну (тримурти), в виде погруженного в созерцание аскета (сидящего в позе лотоса, со спутанными волосами и телом покрытым пеплом), в кругу семьи с супругой Парвати и сыновьями — богом мудрости Ганешей и богом войны Скандой. Чаще всего Шива представлен как Шива-лингам — символ абсолютной реальности, вечного творческого потенциала, присутствия Бога во всех явлениях и формах, и вместе с этим, его непознаваемости. С точки зрения шиваизма, все явления макро и микрокосмоса проистекают из безначального и бесконечного взаимодействия двух аспектов Абсолюта — недвижного Шивы и его динамического аспекта Шакти.
В Индии особым почитанием пользуются нерукотворные джьотирлингамы, явленные людям особой милостью Шивы. Среди них выделяют двенадцать, которые являются центрами массового паломничества. На хромолитографии изображен бог Шива (Каши Вишванатх), которого почитают в виде джьотирлингама в городе Варанаси (Каши) — одном из древнейших городов Индии. Варанаси является религиозным центром и местом паломничества индуистов. Священный город расположен на левом берегу Ганга, в штате Уттар-Прадеш. Умереть в Варанаси на берегу священной реки Ганг и быть там кремированным считается огромным счастьем для индуистов, поэтому многие люди стремятся провести здесь последние дни жизни. Сюда привозят умирающих родственников и прах уже умерших, чтобы развеять его над водами Ганга.
На отпечатанной в Бомбее хромолитографии представлено погрудное изображение Шивы в овальном медальоне. На лбу у Шивы третий глаз, полумесяц и шиваитский знак из трех горизонтальных полос. Темные волосы убраны в пучок, вокруг которого обвивается кобра. Также в волосах бога видна богиня Ганга, изо рта которой вытекает вода. На шее, посиневшей от принятого для спасения людей яда, кобра и несколько рядов бус. По углам хромолитографии изображены четыре божества, сидящие в позе лотоса: Ганеша, Дарша, Нараяна и Вишну. Последние три мифологических персонажа относятся к вишнуитскому кругу и держат в руках характерные атрибуты (раковину и чакру).
Известно несколько иконографических образов бога: с Брахмой и Вишну (тримурти), в виде погруженного в созерцание аскета (сидящего в позе лотоса, со спутанными волосами и телом покрытым пеплом), в кругу семьи с супругой Парвати и сыновьями — богом мудрости Ганешей и богом войны Скандой. Чаще всего Шива представлен как Шива-лингам — символ абсолютной реальности, вечного творческого потенциала, присутствия Бога во всех явлениях и формах, и вместе с этим, его непознаваемости. С точки зрения шиваизма, все явления макро и микрокосмоса проистекают из безначального и бесконечного взаимодействия двух аспектов Абсолюта — недвижного Шивы и его динамического аспекта Шакти.
В Индии особым почитанием пользуются нерукотворные джьотирлингамы, явленные людям особой милостью Шивы. Среди них выделяют двенадцать, которые являются центрами массового паломничества. На хромолитографии изображен бог Шива (Каши Вишванатх), которого почитают в виде джьотирлингама в городе Варанаси (Каши) — одном из древнейших городов Индии. Варанаси является религиозным центром и местом паломничества индуистов. Священный город расположен на левом берегу Ганга, в штате Уттар-Прадеш. Умереть в Варанаси на берегу священной реки Ганг и быть там кремированным считается огромным счастьем для индуистов, поэтому многие люди стремятся провести здесь последние дни жизни. Сюда привозят умирающих родственников и прах уже умерших, чтобы развеять его над водами Ганга.
На отпечатанной в Бомбее хромолитографии представлено погрудное изображение Шивы в овальном медальоне. На лбу у Шивы третий глаз, полумесяц и шиваитский знак из трех горизонтальных полос. Темные волосы убраны в пучок, вокруг которого обвивается кобра. Также в волосах бога видна богиня Ганга, изо рта которой вытекает вода. На шее, посиневшей от принятого для спасения людей яда, кобра и несколько рядов бус. По углам хромолитографии изображены четыре божества, сидящие в позе лотоса: Ганеша, Дарша, Нараяна и Вишну. Последние три мифологических персонажа относятся к вишнуитскому кругу и держат в руках характерные атрибуты (раковину и чакру).