В искусстве живописи этюд, как правило, является подготовительным этапом перед созданием картины. В этой малой форме художник может прорабатывать свет, цвета, формы, перспективы, композиционные решения. Также этюды могут быть частью большого полотна. Однако в современной живописи они все чаще превращаются в самоценные художественные произведения. Именно таким самостоятельным этюдом является и «Ветлуга» художника Дениса Москвина.
Уроженец Нижегородской области, он выучился на живописца в местном художественном училище, а после посещал курсы в московской Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. В 2014 году он вернулся на родину и устроился преподавателем в Детскую школу искусств в поселке Варнавино. Именно в эти годы он написал серию этюдов, посвященных красотам Поветлужья — прибрежных территорий реки Ветлуга.
На этом этюде Москвин запечатлел весенний пейзаж. Еще лежит снег, по реке неспешно плывут массивные ледяные глыбы: могучая Ветлуга только начинает пробуждаться от долгого зимнего сна. Даже весной природа русского севера скромна и сдержанна, но при этом величава и таинственна. Атмосфера таинственности Москвину удается особенно хорошо: лаконичными красками и уверенным быстрым мазком он наполнил тихой загадкой дремучие леса, крутой берег, непредсказуемое и опасное течение таежной реки.
Не случайно эти места служили неиссякаемым источником вдохновения множества художников, писателей, духовных деятелей. Ветлужской тайгой всю жизнь открыто восхищались великие русские писатели Владимир Короленко и Михаил Пришвин. В этих же глухих, но притягательных северных просторах обрел духовное рождение святой преподобный Варнава Ветлужский.
По преданию, в эти уединенные места он пришел 1417 году из Великого Устюга Костромской губернии. Ему сразу полюбилась эта пустынная и дикая местность: пусть и разоренная во времена кровопролитных монгольских завоеваний, именно она стала его обителью. Он построил здесь келью и позже основал скит. По легенде, Варнава Ветлужский смог обратить в православие многих выходцев из враждебных северо-западных марийские племен и тем самым уменьшил число разрушительных набегов на русские поселения. Сегодня он считается главным духовным покровителем Поветлужья.