Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Иконы Балахны»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Вериги монастырские

Время создания
XVII век
Место создания
Россия
Размер
56x9 см
Техника
железо, материя, кузнечная обработка
1
Открыть в приложении
#2
Слово «вериги» происходит от старославянского «верига» — цепь. Большинство вериг представляют собой именно железные цепи, но это могут быть и полосы, кольца, подошвы, сделанные из железа и надеваемые на голое тело, под одежду.

Для христианских подвижников это средство смирения, умерщвления плоти ради Христа, возможность таким образом, принимая на себя добровольное бремя, приблизиться к Господу.

Показательно в этом отношении житие Никиты Столпника, чудотворца Переяславского. От долгого ношения его вериги начали блестеть, точно серебро; родственники подвижника соблазнились этой иллюзией и умертвили его, чтобы завладеть сокровищем. Позднее выброшенные в реку вериги были обретены на поверхности воды и стали источником чудесных исцелений. Таким образом, ревностная любовь человека к Спасителю и стремление, подобно Ему, претерпеть страдания обернулись мученическим венцом и открыли святость чудотворца.

Железные цепи носили в дополнение к аналаву (четырехугольному плату с изображением страстей Господних) для укрепления духа через воздействие на тело. Ношение вериг изначально было привилегией монашествующих аскетов, уже пришедших к глубокой вере. Для духовно незрелого, даже искренне верующего человека, такой подвиг представляет сильное искушение в гордыне.

Преподобный Серафим Саровский в своих поучениях призывал прежде всего к «ношению» духовных вериг: «если мы переносим обиды по-евангельски, вот и вериги наши, вот и власяница». Мудрых и совершенных отцов Церкви он признавал достойными этого подвига, а «младенцам», к которым причислял и себя, заповедовал сначала смирить дух, а затем уже посягать на такое высокое служение.
Подобного рода аскезой славились восточные пустынники на заре христианства: они изнуряли себя, перенося с места на место камни, корзины с песком и другие тяжести.

На Руси обычай веригоношения известен с XI–XII веков. Он связан с именами преподобных Феодосия Печерского, Марка Пещерника, Иоанна Многострадального, Евфросинии Полоцкой, Кирилла Белозерского, Никиты Столпника, Иосифа Волоцкого, Василия Блаженного, Иринарха Ростовского, Геннадия Костромского и других.

Представленные вериги XVI–XVIII веков некогда принадлежали монахам Покровского монастыря.
#4
Вериги монастырские
#3
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Вериги монастырские

Время создания
XVII век
Место создания
Россия
Размер
56x9 см
Техника
железо, материя, кузнечная обработка
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%