Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Развитие подносного промысла в XVIII–XXI веках»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Венок

Время создания
1980-е годы
Место создания
СССР, город Нижний Тагил
Размер
38x38 см
Техника
металл, масло, паста цвета золота, лак; штамповка, кистевая роспись, кистевой орнамент
0
Открыть в приложении
#3

Поднос «Венок» представляет собой образец творчества Агриппины Васильевны Афанасьевой (1913–2004) — старейшего мастера тагильского подносного промысла, в возрождении которого она сыграла большую роль. На зеркале круглого подноса автор изобразила венок из семи разноцветных тагильских розанов. Роспись отличается нарядностью и легкостью благодаря округлости лепестков, отсутствию угловых линий и изгибов.

Красные, оранжевые и розовые бутоны были обрамлены более мелкими цветами и листьями. Все они соединились в единое целое. Мастер выполнила роспись таким образом, чтобы одна половина цветка была светлой, другая — темной. По окружности подноса прошел кистевой орнамент в виде растительного узора-трилистника. Подобранный для композиции оливковый фон был характерен для позднего этапа творчества Агриппины Афанасьевой.

Агриппина Васильевна обучалась традиционной тагильской росписи, еще будучи подростком. В первой половине ХХ века, в период кризиса на заводах, войн, художественные промыслы Урала пришли в полный упадок. Не стал исключением и подносный промысел: снизилось художественное и техническое качество изделий.

Открытие завода «Эмальпосуда» в 1957 году привело к тому, что стало возможным изготовление подносной формы методом штамповки. В целях преодоления кризиса в промысле была попытка освоить и принести жостовскую традицию. В результате появилась так называемая «московская» роспись — упрощенный тагильчанами вариант жостовской росписи. Она оставалась ведущей до середины 1970-х годов.

Чтобы произошло подлинное возрождение промысла, потребовалось много усилий ученых и практиков. Особую роль сыграли мастера, которые владели традиционным двухцветным мазком. Агриппина Васильевна Афанасьева не только имела нужные художественные навыки, но и смогла передать их молодым мастерам.

По выражению исследователя уральской росписи, московского искусствоведа Василия Алексеевича Барадулина, «фактически баба Груня с 1976 года стала наставницей всего молодого поколения тагильских художниц 1970–1990-х годов». Творческая деятельность тагильской мастерицы повлияла на становление более 200 художников.

#11
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Венок

Время создания
1980-е годы
Место создания
СССР, город Нижний Тагил
Размер
38x38 см
Техника
металл, масло, паста цвета золота, лак; штамповка, кистевая роспись, кистевой орнамент
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%