Ирина Григорьевна Смыкова родилась в Нижнем Тагиле в 1958 году. В 1980-м она пришла работать в цех подносов завода «Эмальпосуда», который в тот период являлся базой для активного возрождения традиционной росписи. После закрытия завода в начале 1990-х годов она трудилась на ряде предприятий по росписи подносов, позже стала свободным художником.
В 1980-е годы под руководством ведущего мастера промысла Тамары Владимировны Юдиной Ирина Григорьевна быстро освоила маховую цветочную роспись, но не остановилась на этом, стала кропотливо изучать оформление тагильских сундуков и традиции народного лубка.
Под руководством искусствоведа и сотрудника московского Научно-исследовательского института художественной промышленности (НИИХП) Василия Алексеевича Барадулина Ирина Смыкова смогла разработать особое направление в подносном промысле — городскую сюжетную роспись с элементами народного лубка.
На представленном в экспозиции подносе «Пасторальная сцена» 1993 года художница изобразила лирический сюжет: среди полей на небольшой лужайке сидит парень с молодой девушкой. Она украдкой поглядывает на молодого человека, который красуется перед ней. В его руках балалайка. Автор росписи следовала всем канонам, которые сложились в пасторальном жанре. Работа наполнена спокойствием и умиротворением сельского вида, гармонией людей и природы при сдержанной цветовой гамме.
Сюжетная композиция была выполнена в технике маховой росписи с обязательным использованием двухцветного мазка. С помощью крупных мазков мастер создала на подносе ландшафт, выполнила объемное изображение фигур. Однако лица и руки главных героев художница написала примитивно в технике многослойной живописи. Они не имеют тонкой проработки, что напоминает лубочные росписи на сундуках ХVIII века.
За годы работы Ирина Григорьевна Смыкова
создала целую галерею образов купцов и купчих, зажиточных крестьян, мещан
и рабочих. Сюжеты подносов у художницы рождались под впечатлением
от народных пословиц, частушек, а также реальных комичных случаев
из жизни. Ее подносы «Чаепитие», «Сватовство», «Кузькина мать»,
«Маруськина любовь», «Починил сосед калитку» и многие другие полюбились
зрителям. Это маленькие «истории про жизнь» со своими радостями
и страданиями, любовью и ненавистью, своей жизненной философией.
Сюжетные подносы мастера участвовали в различных выставках, а впоследствии
пополнили коллекции музеев страны.