Оригинальную картину «Портрет костромского крестьянина» написал Степан Фёдорович Худояров (Фёдоров) (1810–1865) — представитель третьего поколения тагильской художественной династии Худояровых. Он создал это произведение в 1830-е годы.
В Музее истории подносного промысла находится копия этого полотна. В 1986 году ее выполнил художник комбината живописно-оформительского искусства Художественного фонда Ленинградской области Александр Николаевич Снятков по заказу Нижнетагильского музея.
В центре портрета расположилось поясное изображение крестьянина. Художнику удалось передать состояние благочестивого вдохновения, внутренней молитвы. Крестьянин одет в традиционный армяк. Это была верхняя долгополая одежда с капюшоном без пуговиц. Обычно ее запахивали ремнем.
Изготавливался армяк из грубой серой или коричневой шерстяной ткани ручного производства — армячины, или сермяги. Армяки носили зимой. На Руси такая одежда была известна с XIII столетия и считалась именно крестьянским одеянием. В XIX веке «серый армяк» был символом низших сословий.
Об оригинальном произведении долгое время ничего не было известно. В 1937 году портрет обнаружил в Москве частный коллекционер Фёдор Иосифович Подтынников. Автором картины значился крепостной художник Фёдоров. Работа была представлена в Большом театре на выставке, посвященной постановке оперы Михаила Ивановича Глинки «Иван Сусанин». Она вызвала большой интерес публики к личности автора. После запроса в Нижнетагильский краеведческий музей стали известны имя и фамилия художника.
Биография и творчество
этого крепостного мастера были изучены недостаточно. Известно, что он родился в
1810 году в семье известных тагильских мастеров. Окончил Выйское училище, где
проявил большие способности. В 1827 году был отправлен в Италию для
изучения живописи у знаменитого Карла Павловича Брюллова. В 1830 году Степан
Худояров упоминался в переписке уже под фамилией Фёдоров. В 1832-м он вернулся
в Россию. Далее его творческая деятельность разворачивалась
в Санкт-Петербурге, городах Италии и Германии. Он выполнял копии полотен
великих мастеров в Дрездене и Риме.