В экспозиции Севастопольского художественного музея имени Михаила Павловича Крошицкого представлен портрет «Отставной солдат с кларнетом» кисти Алексея Тарасовича Маркова.
Произошедшие в начале XIX века изменения в жизни русского общества: рост самосознания, обостренное чувство собственного достоинства, вызванные Отечественной войной 1812 года, и восстание декабристов, — «обратили» многих художников к народной теме. Общая демократизация искусства коснулась произведений разных жанров академического направления, отразившись в выборе тем, сюжетов и главных героев. Значительно большая свобода и естественность по сравнению с академическими работами наблюдаются в портрете «Отставной солдат с кларнетом». Вероятнее всего, этот скромный, непарадный портрет был написан с натуры с реального участника севастопольской обороны 1854–1855 годов во время Крымской войны.
Алексей Марков (1802–1878) — известный исторический живописец, занимался монументальной живописью. Учился в Академии художеств у Андрея Ивановича Иванова, Алексея Егоровича Егорова и Василия Козьмича Шебуева. После окончания Академии художеств с золотой медалью получил право пенсионерской поездки в Италию и Германию для продолжения обучения за государственный счет. Долгие годы Алексей Тарасович успешно преподавал в Императорской Академии художеств: в 1842-м назначен профессором исторической и портретной живописи, в 1852 году был повышен в профессоры 1-й степени, а с 1865 года имел звание заслуженного профессора.
Марков высоко чтил академические традиции, неслучайно великий Карл
Павлович Брюллов окрестил его «Колизей Фортунычем». Многие ученики Академии
стремились попасть в его мастерскую, а выдающийся маринист Алексей
Петрович Боголюбов, уважительно говоря о мастере, подчеркивал: