В экспозиции Севастопольского художественного музея имени Михаила Павловича Крошицкого представлена картина «Набережная. Пристань в Аяччо», принадлежащая кисти Ивана Ивановича Ендогурова.
Талантливый пейзажист, современник Исаака Левитана и Константина Коровина, Иван Иванович Ендогуров в своих полотнах продолжил традиции пейзажа-настроения, соединив их при этом с живописными открытиями барбизонцев. Его поздние работы были написаны в Европе, и чаще всего их можно назвать грустной песней, «поэзией печали». В них, независимо от того, где была создана работа, все равно звучит щемящая «русская тоска». Неслучайно популярный петербургский журнал «Живописное обозрение», откликнувшись на уход из жизни художника внушительной статьей, отмечал, что «предчувствие, может быть, ранней смерти и разлило тихую беспокоящую грусть по его пейзажам».
В 1892 и 1893 годах Иван Иванович Ендогуров лечился на Корсике. Несмотря на тяжелую болезнь, он написал большое количество этюдов и тогда же создал по ним картину «Набережная», на которой изображен будничный осенний день на пристани в довольно крупном портовом городе Аяччо, расположенном на западном берегу острова в Средиземном море. В данной работе при всей несложности сюжета соединились раздумья художника о современной жизни и любовь к природе, немного встревоженной дождем и дымящими пароходами. Состояние природы неотделимо от состояния людей, работающих в порту и просто гуляющих под зонтиками по набережной. Их маетность, какая-то неприкаянность, закрытость, сосредоточенность на своих душевных переживаниях является частью целостного эмоционального образа, который дополняет тонко нюансированный тональный колорит.
Работа из севастопольского собрания, вероятнее всего,
экспонировалась в Петербурге и Москве на XX выставке
Товарищества передвижных художественных выставок, но под названием
«Пароходная пристань в Аяччо, Корсика». Созданные в последние годы
жизни художника пейзажи большей частью лишены внешней красивости, однако
до сих пор продолжают привлекать внимание не только специалистов,
но и многих любителей искусства. Ведь часто тонкая душевная работа,
умение сочувствовать, сострадать, сопереживать бывают для зрителя важнее
эффектов.