Модерн — художественное направление в архитектуре, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве, распространенное в последнем десятилетии XIX — начале XX века, до начала Первой мировой войны. Отличительные особенности модерна — это отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, природных линий, интерес к новым технологиям (например, в архитектуре), расцвет прикладного искусства.
Модерн с его текучими формами и волнистым растительным орнаментом оказался чрезвычайно созвучным произведениям из художественного стекла. Мастера модерна стремились сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека, реализовать идеи «преображения жизни средствами искусства». В этом они следовали традициям романтизма и символизма. В этот период было создано множество стеклянных и хрустальных изделий в стиле модерн.
На Дятьковском хрустальном заводе на рубеже ХIХ–ХХ столетий было создано множество предметов в соответствующей стилистике. Многие изделия представлены в экспозиции музея в зале ХIХ века.
Один из экспонатов — небольшая ваза для цветов овоидной (яйцеобразной) формы. В средней части вазы выполнены налепы в виде бусин из белого (молочного) стекла. Молочным называют глушеное стекло белого цвета, частично или полностью непрозрачное. Внешним видом оно напоминает фарфор, окрашено соединениями фтора или фосфора. В исторических документах русских заводов его иногда называли «костяной материей», так как глушили такое стекло костяной мукой — то есть добавляли ее в смесь, из которой делали изделия.
Внешняя поверхность вазы декорирована методом иризации. Иризация — простой и недорогой способ декорирования поверхности стекла приданием ей радужного эффекта. Достигается путем окуривания подогретого стекла парами солей некоторых металлов, которые образуют на поверхности стекла радужную пленку, состоящую из оксидов этих металлов. Чаще всего применяют соли олова, висмута, титана, бария, стронция. Пленка прочно сцепляется с поверхностью стекла, не разрушается под действием воды и не стирается.
Модерн с его текучими формами и волнистым растительным орнаментом оказался чрезвычайно созвучным произведениям из художественного стекла. Мастера модерна стремились сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека, реализовать идеи «преображения жизни средствами искусства». В этом они следовали традициям романтизма и символизма. В этот период было создано множество стеклянных и хрустальных изделий в стиле модерн.
На Дятьковском хрустальном заводе на рубеже ХIХ–ХХ столетий было создано множество предметов в соответствующей стилистике. Многие изделия представлены в экспозиции музея в зале ХIХ века.
Один из экспонатов — небольшая ваза для цветов овоидной (яйцеобразной) формы. В средней части вазы выполнены налепы в виде бусин из белого (молочного) стекла. Молочным называют глушеное стекло белого цвета, частично или полностью непрозрачное. Внешним видом оно напоминает фарфор, окрашено соединениями фтора или фосфора. В исторических документах русских заводов его иногда называли «костяной материей», так как глушили такое стекло костяной мукой — то есть добавляли ее в смесь, из которой делали изделия.
Внешняя поверхность вазы декорирована методом иризации. Иризация — простой и недорогой способ декорирования поверхности стекла приданием ей радужного эффекта. Достигается путем окуривания подогретого стекла парами солей некоторых металлов, которые образуют на поверхности стекла радужную пленку, состоящую из оксидов этих металлов. Чаще всего применяют соли олова, висмута, титана, бария, стронция. Пленка прочно сцепляется с поверхностью стекла, не разрушается под действием воды и не стирается.