Название «пресс-папье» происходит от французского presse-papiers, где рresser — «нажимать», papier — «бумага». Существуют пресс-папье из бронзы, мрамора, хрусталя и стекла. Самое раннее упоминание об изготовлении стеклянных пресс-папье встречается в записках венецианского историка XV столетия Сабеллика. Он описывал стеклянное пресс-папье, заполненное крошечными полевыми цветами. Цветы были выполнены в технике millefiori, что в переводе с итальянского означает «тысяча цветов». Это один из самых старых и трудоемких методов, используемых в производстве стекла. Большой интерес вызывают русские пресс-папье, изготовленные в гутной технике в Дятьково в конце ХIХ века. Мальцовские мастера умело повторяли разные техники исполнения. В Дятьково пресс-папье делали и в ХIX веке, и до Великой Отечественной войны, и даже в 1950-е годы. Искусные пресс-папье сохранились до наших дней и представлены в музее. Посетители могут увидеть их разнообразные формы, яркий и неповторимый декор.
О производстве пресс-папье свидетельствуют сохранившиеся прейскуранты Акционерного Общества Мальцовских заводов 1884 года и 1900 года, где представлены образцы, выпускаемые в тот период на фабрике. По сложности производства пресс-папье можно отнести к шедеврам стеклоделия, которые завораживают человека своим совершенством, мистической красотой и неповторимостью. Довольно часто этот предмет используют не по прямому назначению, а в качестве декоративного элемента, например для оформления стола.
Представленное в экспозиции музея пресс-папье изготовлено из стекломассы голубого цвета. Изделие выполнено в гутной технике (непосредственно возле стекловаренной печи) в виде книги. Термин «гутный» с высокой степенью вероятности происходит от латинского слова gutta — «капля», то есть капля раскаленной стекломассы.
Голубой цвет изделия обусловлен содержанием в составе сырья для варки стекла (шихты) соединений меди. Верхняя часть пресс-папье декорирована живописью золотом. К сожалению, декор был частично утрачен с течением времени. Изделие передано в дар Музею хрусталя жительницей города Дятьково.
О производстве пресс-папье свидетельствуют сохранившиеся прейскуранты Акционерного Общества Мальцовских заводов 1884 года и 1900 года, где представлены образцы, выпускаемые в тот период на фабрике. По сложности производства пресс-папье можно отнести к шедеврам стеклоделия, которые завораживают человека своим совершенством, мистической красотой и неповторимостью. Довольно часто этот предмет используют не по прямому назначению, а в качестве декоративного элемента, например для оформления стола.
Представленное в экспозиции музея пресс-папье изготовлено из стекломассы голубого цвета. Изделие выполнено в гутной технике (непосредственно возле стекловаренной печи) в виде книги. Термин «гутный» с высокой степенью вероятности происходит от латинского слова gutta — «капля», то есть капля раскаленной стекломассы.
Голубой цвет изделия обусловлен содержанием в составе сырья для варки стекла (шихты) соединений меди. Верхняя часть пресс-папье декорирована живописью золотом. К сожалению, декор был частично утрачен с течением времени. Изделие передано в дар Музею хрусталя жительницей города Дятьково.