Бронзовый барельеф «Вакханалия» создан в XIX веке. Его автор — французский художник Клод-Франсуа Мишель, известный под псевдонимом Клодион. Исследователи не знают, кто именно отливал бронзу для этого барельефа. Скорее всего, художник сам сделал первичную скульптуру (из гипса или воска), проработав ее до мельчайших деталей — а бронзовщики уже изготовили бронзовую отливку. Художники часто обращались к мастерам-литейщикам, это было обычной практикой. Важно, что даже если мастер не лил скульптуру сам, он контролировал процесс отливки, вносил нужные изменения и занимался патинированием.
Вакханалия
Время создания
XIX век
Размер
52х42х5,5 см
Техника
Бронза, отлив
Коллекция
Выставка
3
Открыть в приложении#1
Клод-Франсуа Мишель
Вакханалия
#2
#3
Вакханалией древние римляне называли шумный праздник в честь бога Вакха — покровителя вина и веселья. На барельефе сатиры ведут под руки Силена — наставника Вакха. Разные художники изображали героя грузным и пьяным, не способным идти самостоятельно. Сюжет распространён в живописи, ему посвящали картины Рубенс и ван Дейк.
Антонис ван Дейка. Пьяный Силен. 1619–1620 годы. Галерея старых мастеров, Дрезден.
#4
Клодион постоянно изображал сценки с развлечениями фавнов, нимф и сатиров — это была его любимая тема. Он увлекся античными сюжетами во время поездки в Италию. В 1762 году французский художник отправился туда повышать мастерство и остался в Риме почти на 10 лет. Светлана Морозова, исследователь его творчества, писала:
«В мотивах, к которым обращается Клодион, угадывается долгая и богатая традиция античности и, прежде всего, влияние помпеянских и геркуланумских росписей, которые он видел в Италии».
#5
Помпеи и Геркуланум в XVIII веке будоражили умы многих людей: археологи проводили там раскопки и находили античные росписи и скульптуры. Клодион хранил гравюры с изображением росписей Помпей и Геркуланума в личной библиотеке.
#7
Кроме увлечения античностью, во второй половине XVIII века Францию также охватила мода на рококо. Этот стиль отличался сложными прихотливыми орнаментами, завитками, узорами. Клодион шел в ногу со временем — его фавны и нимфы получались изящными, игривыми. Мастер уделял внимание мелким деталям, подчеркивал изгибы тканей и обнаженных тел. Пышный растительный орнамент, который обрамляет Силена и сатиров на бронзовом барельефе, — тоже мотив рококо.
Клодион (Клод-Франсуа Мишель). Памятник воздушному шару. 1780-е годы. Музей Метрополитан, Нью-Йорк.
#6
В собрании Ярославского художественного музея хранятся еще два бронзовых горельефа Клодиона: голова сатира и голова нимфы. Барельефы и горельефы покупали дворяне для своих особняков: их вешали на стены, встраивали в панно и ниши. Среди богатых заказчиков Клодиона были Ларошфуко и Екатерина II.
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Вакханалия
Время создания
XIX век
Размер
52х42х5,5 см
Техника
Бронза, отлив
Коллекция
Выставка
3
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться