Горельеф с головой нимфы создал Клод-Франсуа Мишель, известный под псевдонимом Клодион. Изображение отлито из бронзы в XIX веке. Оно украшено тонкими пластинками мрамора — камень наклеивался сверху на уже готовую основу. Точный сорт мрамора исследователи не определили. Также неизвестно, кто именно занимался самой отливкой. Часто художники сами выполняли скульптуры из воска или гипса, а в бронзе их отливали уже ремесленники-бронзовщики.
1 / 2
Голова нимфы
Время создания
XIX век
Размер
32х20,5х14 см
Техника
Бронза, мрамор, отлив, патинирование, полирование
Коллекция
Выставка
1
Открыть в приложении#1
Клод-Франсуа Мишель, Клодион
Голова нимфы
#2
#3
К этой композиции в Ярославском художественном музее есть пара — голова сатира. Работы украшены мрамором одного цвета и как будто смотрят друг на друга: нимфа повернулась чуть-чуть вправо, а сатир — влево. В древнегреческой мифологии сатиры бегали вместе с нимфами по лесам или преследовали их своими страстями.
Нимфы считались одновременно живыми существами и божественными созданиями — они были покровительницами лесов, гор, озер, морей. Некоторые нимфы были смертными: когда погибала часть природы, с ней пропадала и его душа-нимфа. Например, наяды умирали вместе с пересохшим водоемом, а дриады — со своим деревом. Художники изображали нимф в виде красивых полуобнаженных девушек.
#4
Клодион тоже представлял нимф прекрасными женщинами. Одна из самых его известных скульптур — речная нимфа в Государственном музее имени А. С. Пушкина.
#5
Клодион, Клод-Франсуа Мишель. Речная нимфа. После 1780 года. ГМИИ им. А.С, Пушкина.
#6
Композицию из терракоты — обожженной глины — постоянно копировали и при жизни художника, и после его смерти.
#7
Клодион прожил около 10 лет в Италии и во многом вдохновлялся античным искусством. Его герои часто наделены человеческими чертами, причем анатомически достоверными: мышцы, суставы и пропорции тел выглядят как настоящие. Нимфа из бронзового горельефа также похожа чертами лица на человека. Она живо смотрит на сатира и радостно улыбается.
#9
Искусствовед Светлана Морозова писала, что фавны и сатиры Клодиона немного грубоваты, но всегда «составляют пластический контраст изящным обнажённым нимфам и вакханкам». Девичьи лица скульптор обычно делал миловидными, «с маленьким, чуть вздёрнутым носиком и мягким подбородком». Его нимфы простодушно улыбаются, их губы слегка приоткрыты. Так художник подчеркивал «юность и детскость» созданий.
#8
Бронзовые горельефы Клодиона украшали богатые интерьеры. Еще в Италии на его работы начался большой спрос. Многие произведения художника хранятся в разных музеях мира и в частных коллекциях.
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Голова нимфы
Время создания
XIX век
Размер
32х20,5х14 см
Техника
Бронза, мрамор, отлив, патинирование, полирование
Коллекция
Выставка
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться