Бронзовый горельеф с головой сатира был создан в XIX веке. Подобные горельефы служили украшением стен, их могли себе позволить только богатые дворяне. Автор произведения — французский скульптор Клод-Франсуа Мишель, известный под псевдонимом Клодион. Он вылепил основу для литья предположительно из воска или гипса. Затем изделие отпечатали на специальной форме и отлили изображение в бронзе. Неизвестно, кто именно занимался отливкой — это мог быть и сам художник, и ремесленники-бронзовщики. Важно, что на изделии стоит авторская подпись: «Clodion».
1 / 2
Голова сатира
Время создания
XIX век
Размер
32х20,5х14 см
Техника
Бронза, мрамор, отлив, патинирование, полирование
Коллекция
Выставка
2
Открыть в приложении#1
Клод-Франсуа Мишель, Клодион
Голова сатира
#2
#3
Авторская подпись «Clodion» на бронзовом горельефе с головой сатира.
#4
Это значит, что скульптор в любом случае принимал живое участие в отливке: контролировал процесс, вносил нужные изменения, сам занимался патинированием. Клодион был востребован в высших кругах знати, среди его клиентов были Ларошфуко и русская императрица.
#5
В древнегреческой мифологии сатиры считались демонами плодородия. Они жили в лесах и олицетворяли грубую силу природы. Обычно их изображали с человеческим телом и козлиными ногами.
#6
У горельефа есть пара в собрании Ярославского художественного музея — голова нимфы. Они выполнены в одном стиле и как будто смотрят друг на друга: сатир повернулся влево, а нимфа — вправо. Древнегреческий поэт Гесиод писал, что сатиры и нимфы имеют общие корни. При этом сатиров он описывал как ленивых и распутных существ: они проводили время в охоте, плясках и занятиях музыкой, пока нимфы заботились о деревьях и озерах. Иногда сатиры и нимфы вместе бегали по лесам, но зачастую наглые сатиры преследовали прекрасных девушек против их воли.
#7
Скульптор часто изображал этих демонов в своих работах. Он создавал с ними глиняные статуэтки (терракоты), модели для бронзовых скульптур, барельефы и горельефы. Он придавал им правильные анатомические пропорции, похожие на человеческие. Сатиры Клодиона нередко появлялись в компании вакханок — жриц бога Вакха, покровителя вина и веселья.
Клодион. Сатир и вакханка. Лувр, Париж.
#8
Произведения Клодиона были чрезвычайно популярными. Его друг и биограф Антуан Динже писал:
«Во время пребывания в Риме его работы раскупались даже прежде, чем он успевал их завершить. Он много работал для императрицы Екатерины II, которая тщетно пыталась звать его к своему двору».
#9
Скульптор отказался перебираться в Россию — вместо него создавать «Медного всадника» уехал Этьен Фальконе.
#10
Клодион же продолжил делать небольшие фигурки веселых сатиров, нимф и амуров. Многие его произведения стали моделями для севрского фарфора. Во второй половине XIX века, когда скульптора уже не стало, его творчество вызвало настоящую волну копий. Известные литейщики Барбедиенн и Пинедо повторяли модели Клодиона в бронзе. В его стиле работал скульптор Каррье-Беллез, которого Наполеон III ласково звал «наш Клодион».
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Голова сатира
Время создания
XIX век
Размер
32х20,5х14 см
Техника
Бронза, мрамор, отлив, патинирование, полирование
Коллекция
Выставка
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться