Николай Алексеевич Касаткин учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями были Иван Прянишников и Василий Перов, затем поступил в Петербургскую Академию художеств. В 1898 году он становится академиком, а в 1903 — действительным членом Академии.
С самого начала своего творческого пути Николай Касаткин отдавал предпочтение традициям демократического искусства. С 1891 года он становится одним из активных деятелей Товарищества передвижных художественных выставок. В становлении его как художника огромную роль играли другие члены Товарищества, а также Лев Толстой, с которым Касаткин состоял в дружеских отношениях. Неслучайно в своих работах художник обращается именно к изображению жизни простых рабочих. Эта тема стала центральной в творчестве Касаткина.
Картиной «У часовни» или «Нищие на церковной паперти» в 1883 году Касаткин завершил обучение в Московском училище, получив за нее большую серебряную медаль и звание художника. Следуя прогрессивным веяниям своего времени, Николай Алексеевич показывает жизнь той части общества, которая ранее считалась недостойной внимания живописца, рассказывает о людях, сломленных тяжелой судьбой, болезнями и голодом.
В этой работе Касаткин проявляет себя как тонкий колорист. Мастерски передает он состояние неяркой ранней весны средней полосы России, оттаявшую после зимы землю, скромную некрашеную деревянную часовню. С большим сочувствием художник изображает нищих, ждущих милостыню и греющихся в первых теплых лучах солнца. Состояние природы и ряд деталей заставляют вспомнить картину Василия Перова, учителя Касаткина, «Сельский крестный ход на Пасхе», где под ногами персонажей те же грязь и лужи, а над ними бледное облачное небо. Слева внизу, рядом с подписью художника и годом создания картины, есть надпись: «Панинъ-Лугъ». Так называлась улица в подмосковном селе Марфино, где, вероятно, художник работал над картиной.
С 1890-х годов Касаткин навсегда связывает свое творчество с судьбой рабочего класса. Его полотна стали на долгое время образцами для художников — приверженцев социалистического реализма.
В омское собрание картина поступила в 1925 году из Государственного музейного фонда. Ранее она принадлежала известному московскому собирателю Козьме Солдатёнкову.