Виктор Иванов никогда не принадлежал к числу официальных художников. В шестидесятые годы он стал одним из мужественных и убежденных ниспровергателей «соцреалистического» направления в искусстве. Его относили к числу «революционных романтиков» так называемого «сурового стиля».
Мастер едва заостряет индивидуальность и немного преувеличенно конкретизирует особенности лиц каждого. В коричневом костюме, положив правую руку на колено, спокойно и сосредоточенно, погруженный в глубокие размышления, сидит Гелий Коржев; слева от него, в сером костюме, чуть склонив голову, положив подбородок на руку, внимательно смотрит на художников, сидящих напротив, Петр Оссовский. С другой стороны стола, ближе к стене, сидит, опираясь на сложенные замком ладони, Ефрем Зверьков; правее, в светлом свитере, положив на стол скрещенные руки и опустив глаза, углубился в раздумья Дмитрий Жилинский. На первом плане, сидит за столиком сам автор портрета — Виктор Иванов.
Большой, красиво написанный холст, сдержанно мерцающий глубокими пятнами вишневых, оливковых, черных тонов, останавливает внимание сосредоточенностью персонажей. Не случайно Виктор Иванов пишет художников именно в этом римском кафе, которое имеет свою замечательную историю. Основанное в 1760 году, оно являлось своего рода интернациональным клубом искусств и служило местом встреч и времяпровождения многих художников, писателей и композиторов всего мира. Там бывали Гёте, Байрон, Стендаль, Шелли, Ганс Христиан Андерсен, Бизе, Гуно, Мицкевич, Россини, Берлиоз, Мендельсон, Лист, Вагнер и Тосканини. Здесь очень любили бывать и русские художники и литераторы. Как вспоминал Виктор Иванов, именно за этим столиком, за которым расположились наши художники, в прошлом веке сидели Гоголь, по преданию, именно здесь написавший большую часть «Мертвых душ», Александр Иванов, Достоевский и многие выдающиеся представители русской культуры. Кафе «Греко» было местом их встреч и бесед.
И сейчас в этом кафе все осталось без изменений. Все так, как было более ста лет назад. Размышления художников о прошлом и настоящем русского искусства, так, наверное, можно определить главную мысль картины. Оставшись лицом к лицу с классическим прошлым культуры, по словам самого автора: «художники прикоснулись здесь к прошлому, прошлому великому и требовательному. Наступили минуты внутреннего ответа каждого перед самим собой и всех вместе — перед историей».