«Уличная сцена» поступила в музей как картина неизвестного мастера. Как следует из надписи на обороте холста, она связывалась с именем Адриана ван Остаде. В период хранения работы в музее возникла версия о ее принадлежности кисти фламандского художника Яна Баптиста Ламбрехтса.
Неизвестно, кем впервые была предложена эта атрибуция. Однако она была подтверждена в результате сравнения картины нашего музея с известными произведениями этого мастера, среди которых «Пирушка» из Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, «Сцена у кабачка» из Государственного Эрмитажа, «Рынок овощей» Рижского городского музея, а также другие.
Сведения о Яне Баптисте Ламбрехтсе очень эпизодичны. Он работал в городе Лилле, известен прежде всего как мастер малых жанровых сцен, созданных в духе голландской живописи XVII столетия. Писал многочисленные пирушки, сцены в кабачках, уличных музыкантов и прохожих. Его композиции всегда просты и непритязательны. «Уличная сцена» — его типичная работа. На улице трое мужчин, видимо прохожих, беседуют с женщиной.
Цветовая гамма картины приглушена, она выражается в оттенках темно-зеленых, темно-коричневых, темно-красных и серо-охристых полутонов. Пространственная среда наполнена сгущающимся воздухом, отчего архитектурные детали и деревья неясны и их контуры размыты. На верхней планке подрамника — отметка «Из галереи Ростопчина».
Галерея графа Андрея Федоровича Ростопчина (1813–1892) — одна из первых московских общедоступных художественных галерей. Он унаследовал от своего отца, московского губернатора Федора Васильевича Ростопчина (1763–1826), картинную галерею, хранившуюся в доме на Лубянке и в усадьбе Вороново, а также скульптуру, мозаику и богатейшую библиотеку. В коллекции галереи было более 280 картин 133 западноевропейских и русских мастеров, портреты русских и европейских деятелей XVIII–XIX веков и фамильные портреты. Галерея была открыта 8 января 1850 года, но уже с 1852 г. стала распродаваться: Ростопчин разорился, закрыл музей и в течение 1852–1868 гг. с публичных торгов в Петербурге продал 256 произведений. Судьба этих работ до сих пор неизвестна. Также пока не установлена история этой картины из Радищевского музея до 1919 года.
Сведения о Яне Баптисте Ламбрехтсе очень эпизодичны. Он работал в городе Лилле, известен прежде всего как мастер малых жанровых сцен, созданных в духе голландской живописи XVII столетия. Писал многочисленные пирушки, сцены в кабачках, уличных музыкантов и прохожих. Его композиции всегда просты и непритязательны. «Уличная сцена» — его типичная работа. На улице трое мужчин, видимо прохожих, беседуют с женщиной.
Цветовая гамма картины приглушена, она выражается в оттенках темно-зеленых, темно-коричневых, темно-красных и серо-охристых полутонов. Пространственная среда наполнена сгущающимся воздухом, отчего архитектурные детали и деревья неясны и их контуры размыты. На верхней планке подрамника — отметка «Из галереи Ростопчина».
Галерея графа Андрея Федоровича Ростопчина (1813–1892) — одна из первых московских общедоступных художественных галерей. Он унаследовал от своего отца, московского губернатора Федора Васильевича Ростопчина (1763–1826), картинную галерею, хранившуюся в доме на Лубянке и в усадьбе Вороново, а также скульптуру, мозаику и богатейшую библиотеку. В коллекции галереи было более 280 картин 133 западноевропейских и русских мастеров, портреты русских и европейских деятелей XVIII–XIX веков и фамильные портреты. Галерея была открыта 8 января 1850 года, но уже с 1852 г. стала распродаваться: Ростопчин разорился, закрыл музей и в течение 1852–1868 гг. с публичных торгов в Петербурге продал 256 произведений. Судьба этих работ до сих пор неизвестна. Также пока не установлена история этой картины из Радищевского музея до 1919 года.