Разнообразие способов передвижения по необъятным просторам России изначально стало предметом интересов западноевропейского изобразительного искусства во второй половине XVIII века. Многочисленные гравюры Жана-Батиста Лепренса (1734–1781), Мишеля-Франсуа Дамам-Демартре (1763–1827), Джона Аткинсона (1775–1830) и других художников в альбомах и атласах к изданиям иностранных путешественников демонстрировали не только привычные каждому европейцу кареты или сани, но диковинные самобытные повозки.
В России лишь в начале XIX столетия тема русских типажей получает широкое распространение, во многом благодаря художнику польского происхождения Александру Осиповичу Орловскому (1777–1832). Его рисунки становятся особенно модными среди публики и начинают множиться в литографиях, исполненных самим автором или повторяющих его работы другими художниками. В 1820-х годах петербургский издатель Александр Иванович Плюшар создает целую серию альбомов на основе рисунков Орловского. К работе были привлечены талантливые художники, ставшие пионерами русского литографского искусства и достигшие в этом виде печатной графики высокого уровня: Павел Алексеевич Александров (1798 — после 1832 года), Карл Иванович Кольман (1786–1846), Август Осипович Дезарно (1788–1840) и другие. Литографии выходили в черно-белом и раскрашенном акварелью вариантах.
На литографии Кольмана изображена тройка лошадей, запряженная в крытые сани, кибитку, едущую по проселочной дороге. На дальнем плане возвышаются деревянные крыши крестьянских изб и купол церквушки, увенчанный крестом. Зимний пейзаж тщательно прорисован: заснеженная дорога, сугробы вдоль нее, холодные оттенки голубого неба, частично застланного серебристыми облаками.
Александру Сергеевичу Пушкину не раз приходилось совершать зимние путешествия. В стихотворении 1826 года «Зимняя дорога» поэт описывал свои дорожные настроения: