Тарелка относится к подводным находкам в Новосветской бухте, где в Средние века останавливались торговые суда и военные корабли сопровождения по прибытии в Солдайю. Здесь проходили оживленные пути сообщения между Востоком и Западом, Азией и Европой. Порт, известный по источникам как Судак-Лимен, располагался между важными торговыми пунктами Черного моря — Трапезундом на южном берегу и Таматархой на Таманском полуострове.
Артефакт принадлежит к образцам дешевой красноглиняной керамики, которую в большом количестве поставляли в Северо-Восточное Причерноморье в середине — третьей четверти XIII века. О том, что представленный объект относится к продуктам массового производства, свидетельствуют следы от треножника-сипая на внутренней стороне дна. Такие треножники использовались только в процессе одновременного обжига крупной партии сосудов.
Средиземноморский регион, включавший акваторию Чёрного моря, в поздневизантийский период XIII — середины XV века представлял собой своего рода «свободную экономическую зону». Невзирая на политические, религиозные и этнические разногласия и конфликты, здесь, в первую очередь благодаря итальянским купцам, продолжалась активная торговля.
Появление и развитие поливной керамики неразрывно связано с формированием городской культуры, развитием собственно городских ремесел. Поливную керамику — блюда, чаши, вазы с многообразным декором — исследователи склонны считать ровесницей становления города как центра ремесленного производства.
Во второй половине XIII — первой половине XIV века собственное производство поливной столовой посуды в городах Восточного Крыма стало настолько продуктивным, что в византийском импорте пропала необходимость, и он стал минимальным.
Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института археологии Крыма Ирина Борисовна Тесленко, анализируя типы поливной керамики этого периода, указывает на визуальное сходство некоторых алуштинских находок с византийскими образцами. На этом основании Тесленко допускает включение изделий крымского производства «в ареал изделий византийского культурного влияния».