Иоанн Предтеча — величайший из христианских святых, предстоящий Христу вторым после Богородицы.
История рождения Иоанна подробно описана евангелистом Лукой. Праведные Захария и Елисавета до преклонного возраста оставались бездетными, что, в представлении иудеев, было равносильно проклятию. Господь внял их молитвам, и Захарии, служившему в храме, явился архангел Гавриил с обетованием, что сын его «будет велик пред Господом» (Лк. 1:13). Старец усомнился в услышанном и был поражен немотой, которая продолжалась до самого рождения младенца. По традиции, мальчика надлежало назвать в честь отца, но, помня слова архангела Гавриила, Захария написал на табличке: «Иоанн имя ему», — и обрел дар речи.
Ребенком Иоанн удалился в пустыню и, как сообщает евангелист Лука, «возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю» (Лу. 1:80).
По древнееврейским законам, человек не мог начать служения ранее тридцати лет: считалось, что до этого времени он не готов отвечать за серьезные дела. Все эти годы Иоанн жил аскетом в пустыне, питаясь акридами (родом саранчи) и диким медом и проводя время в молитвах, а затем начал проповедовать. К реке Иордан израильтяне приходили для совершения религиозных омовений; там и стал обращаться к ним пророк, говоря о покаянии и скором приходе Мессии.
Крещение Иоанново, еще не будучи таинством, стяжанием Святого Духа, очищало человека от грехов и приготовляло к встрече с Господом. Следуя ветхозаветному закону, принял крещение в Иордане и Иисус. Иоанн же сказал о нём:
История рождения Иоанна подробно описана евангелистом Лукой. Праведные Захария и Елисавета до преклонного возраста оставались бездетными, что, в представлении иудеев, было равносильно проклятию. Господь внял их молитвам, и Захарии, служившему в храме, явился архангел Гавриил с обетованием, что сын его «будет велик пред Господом» (Лк. 1:13). Старец усомнился в услышанном и был поражен немотой, которая продолжалась до самого рождения младенца. По традиции, мальчика надлежало назвать в честь отца, но, помня слова архангела Гавриила, Захария написал на табличке: «Иоанн имя ему», — и обрел дар речи.
Ребенком Иоанн удалился в пустыню и, как сообщает евангелист Лука, «возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю» (Лу. 1:80).
По древнееврейским законам, человек не мог начать служения ранее тридцати лет: считалось, что до этого времени он не готов отвечать за серьезные дела. Все эти годы Иоанн жил аскетом в пустыне, питаясь акридами (родом саранчи) и диким медом и проводя время в молитвах, а затем начал проповедовать. К реке Иордан израильтяне приходили для совершения религиозных омовений; там и стал обращаться к ним пророк, говоря о покаянии и скором приходе Мессии.
Крещение Иоанново, еще не будучи таинством, стяжанием Святого Духа, очищало человека от грехов и приготовляло к встрече с Господом. Следуя ветхозаветному закону, принял крещение в Иордане и Иисус. Иоанн же сказал о нём: