Начиная со второй половины XVII века за Поволжьем закрепился статус одного из ведущих старообрядческих центров. Традиции и устои старообрядцев ощутимо повлияли на тенденции в изобразительном искусстве этого региона.
На рубеже XVII–XVIII веков мастерство балахнинских иконописцев высоко ценилось как в самом городе, так и за его пределами. Среди наиболее самобытных памятников, созданных ими, — «Усекновение главы Иоанна Предтечи». Вероятно, автор этой иконы также был старообрядцем.
Сюжет, который послужил основой для образа, подробно излагают евангелисты Марк, Матфей и Лука.
Иоанн Предтеча, крестивший Иисуса Христа в водах Иордана, — один из самых любимым и почитаемых русских святых. Он прославился как ревнитель веры и закона иудейского, призывавший людей к покаянию и готовивший их к приходу Мессии.
Узнав о том, что царица Иродиада вступила в преступную связь с единокровным братом своего мужа Иродом Антипой, Иоанн явился во дворец с упреками, но был заключен в темницу. Царица жаждала смерти обличителя; она научила свою дочь Саломею угодить Ироду танцем и потребовать в награду голову пророка. Это и было исполнено.
Иконописец изобразил Саломею принимающей от палача на блюде голову Крестителя; обезглавленное тело лежит у их ног. Дома и забор на заднем плане символически обозначают город и темницу.
В верхней части иконного пространства мастер написал Бога Саваофа, держащего в руке зерцало и благословляющего Иоанна. По сторонам представлены два круглых житийных клейма: рождество Иоанна Предтечи слева и сцена крещения людей в Иордане справа. Такая композиция свойственна именно старообрядческой церкви.
Наиболее примечательны на этой иконе лица Саломеи и палача, в которых прочитывается явное портретное сходство с царевной Софьей и Петром I. Первый российский император в глазах старообрядцев был безусловным палачом и попирателем истинной веры.
Каменный собор Вознесения Господня в Балахне, откуда происходит эта икона, был возведен в 1727 году. Одним из основных жертвователей при этом выступил купец-старообрядец Пётр Игнатьевич Осокин.
На рубеже XVII–XVIII веков мастерство балахнинских иконописцев высоко ценилось как в самом городе, так и за его пределами. Среди наиболее самобытных памятников, созданных ими, — «Усекновение главы Иоанна Предтечи». Вероятно, автор этой иконы также был старообрядцем.
Сюжет, который послужил основой для образа, подробно излагают евангелисты Марк, Матфей и Лука.
Иоанн Предтеча, крестивший Иисуса Христа в водах Иордана, — один из самых любимым и почитаемых русских святых. Он прославился как ревнитель веры и закона иудейского, призывавший людей к покаянию и готовивший их к приходу Мессии.
Узнав о том, что царица Иродиада вступила в преступную связь с единокровным братом своего мужа Иродом Антипой, Иоанн явился во дворец с упреками, но был заключен в темницу. Царица жаждала смерти обличителя; она научила свою дочь Саломею угодить Ироду танцем и потребовать в награду голову пророка. Это и было исполнено.
Иконописец изобразил Саломею принимающей от палача на блюде голову Крестителя; обезглавленное тело лежит у их ног. Дома и забор на заднем плане символически обозначают город и темницу.
В верхней части иконного пространства мастер написал Бога Саваофа, держащего в руке зерцало и благословляющего Иоанна. По сторонам представлены два круглых житийных клейма: рождество Иоанна Предтечи слева и сцена крещения людей в Иордане справа. Такая композиция свойственна именно старообрядческой церкви.
Наиболее примечательны на этой иконе лица Саломеи и палача, в которых прочитывается явное портретное сходство с царевной Софьей и Петром I. Первый российский император в глазах старообрядцев был безусловным палачом и попирателем истинной веры.
Каменный собор Вознесения Господня в Балахне, откуда происходит эта икона, был возведен в 1727 году. Одним из основных жертвователей при этом выступил купец-старообрядец Пётр Игнатьевич Осокин.