В коллекции Национального художественного музея Республики Саха хранится гравюра выдающегося французского рисовальщика и гравера Жака Калло (1592–1635) «Два пилигрима» из серии «Нищие».
На листе крупным планом представлены двое мужчин в длинных балахонах и широкополых шляпах с длинными посохами за беседой на фоне городского пейзажа вдали. Композиция выполнена с исключительной остротой и зоркостью в изображении метко найденных поз и жестов, мимики каждого персонажа. Благодаря объединению различных масштабов, совершенству мельчайших деталей и воздушной перспективе, в работе Калло сопоставлены в пределах небольшого листа крупные фигуры мужчин и далекая панорама городского пейзажа, улиц с многочисленными фигурками людей. В изображении персонажей виртуозный рисунок сочетается с острой наблюдательностью. В серии «Нищие» на примере представленного листа можно выделить особенности художественного метода Калло: гротескное увеличение, сложные ракурсы фигур первого плана, резкое перспективное сокращение пространства, неистощимая фантазия, легкость исполнения.
За свою жизнь Жак Калло создал свыше 1500 гравюр. Большое влияние на его стиль оказал итальянский театр Commedia dell’Arte. Гротескные комические персонажи этого театра и уличные наблюдения нашли воплощение в сериях художника «Каприччи» (1617), «Горбуны» (1622–1623), «Нищие» (1622). Открытием Калло было внедрение в искусство жанра «каприччи» (итал. capriccio — каприз) с изображением всего странного, причудливого, необычного. Близкий жанр — гротеск. В творчестве Калло царит ощущение социального неблагополучия, часто в центре внимания художника оказываются деклассированные персонажи: актеры, шуты, нищие и бродяги.
Жак Калло работал на рубеже эпох: позднего французского Ренессанса,
итальянского маньеризма и «новой пространственности барокко». Первым
наставником Жака Калло был Клод Анриэ Второй. Позже он учился в Риме
у граверов Филиппа Томассена и Антонио Темпесты, под руководством
Джулио Париджи работал при дворе Козимо II во Флоренции, затем вернулся
на родину. Освоив в Италии технику офорта, Калло изобрел технику
повторного травления и усовершенствовал технику штриховой манеры офорта
введением «твердого лака» и приемов многослойного травления печатной
доски.