В экспозиции Национального художественного музея Республики Саха представлен поставец-креденца — тип мебели, берущий начало от алтарного церковного шкафа, предназначенного для хранения реликвий.
Поставец-креденца (от латинского credenza — «вера») бытовал в Германии и Франции в XV–XVII веках. По своей конструкции музейный поставец-креденца представляет собой сундук, приподнятый на высоких ногах над нижним глухим постаментом. В старые времена такие шкафы исполняли роль демонстрационного подиума для красивой посуды. Изготавливали шкафы из древесины ценных пород. Со временем поставец получил название «дрессуара», его готическая конструкция сундука на высоких ножках с глухим постаментом осталась прежней, но фасад стали обильно украшать рельефной резьбой. Внутренность такого шкафа оснащена одной полкой, где обычно хранили серебряные предметы, а в нижней глубокой нише выставляли посуду напоказ. Во второй половине XIX века поставец-креденца, украшенный резьбой в стиле неоренессанс, вновь вошел в моду, появляясь в гостиных богатых домов.
Музейный поставец выполнен в стиле французской мебели раннего
Ренессанса времен правления Франциска I в первой четверти XVI века. В этот
период средневековая форма мебели уживается с ренессансным орнаментом.
Материалом послужил массив дуба — дерево с плотной текстурой,
приобретшее со временем красивый темно-коричневый цвет. Его архитектоника
имеет пятигранную форму на резном цоколе, ступенчатый карниз,
по бокам опоры — две высокие профилированные колонки, а сзади
упор на сплошную стенку, оформленную панелями с плоским орнаментом,
имитирующим уложенный складками кусок пергамента (льняные складки).
В верхней части музейное изделие расчленено на отдельные панели,
фасадная сторона служит дверцей, под ней выдвижной ящик. Конструктивные
вертикальные части фасада, образующие грани, завершаются внизу точеными
повисающими гирьками — все построено на красоте пропорций, чистоте
контуров, ясности силуэта. Декор шкафа эмоционально выразительный, пластически
сложный, в нем прочитываются черты ренессансного стиля — причудливые
орнаментальные гротески, навеянные мотивами древнеримских стенных росписей.
По удачно найденным пропорциональным соотношениям и резному декору
музейный поставец близок к своим французским прообразам XVI века.