Никола Можайский — один из наиболее распространенных на Руси образов святителя Николая Чудотворца, связанный с чудесным избавлением города заступничеством святого.
По разведенным в стороны рукам святителя эту икону относят к типу «оранта» («молящийся»). Изображение меча и храма (условного города) повествует о чуде избавления.
Предание гласит, что в XIII или XIV веке Можайск был осажден вражескими, предположительно татарскими, войсками. Жители города усердно молились своему покровителю Николаю Чудотворцу, и тот возник в небе над неприятелем, в одной руке сжимая меч, другой держа и оберегая город. Устрашенные грозным видением, враги обратились в бегство.
Тогда же жители Можайска установили в Кремле вырезанную из дерева скульптуру, изображавшую святителя Николая именно таким, каким он предстал в видении. Она и стала источником для создания иконописного образа.
На этой иконе Никола Можайский предстает в святительском облачении: крестчатых фелони и омофоре.
Сочетание оттенков желто-золотого, красного, белого и зеленого цветов на языке иконописи означает Божественную благодать, святость, гармонию, подвиг во имя Христа. По обеим сторонам от святого в красных кругах помещены Спаситель, держащий Евангелие, и Богородица, простирающая омофор.
По данным дневников графа Юрия Александровича Олсуфьева, выдающегося ученого в области музейного дела, охраны и реставрации памятников, представленная икона была привезена в Балахнинский монастырь в 1474 году, возможно ссыльными новгородцами, о чем свидетельствуют признаки новгородской иконографии. В пользу этой версии говорит и современное мнение искусствоведов, что древнейшие иконы Николая Чудотворца, датируемые XV веком, были написаны именно в Новгороде.
В 1538 году на территории балахнинской крепости был возведен храм Вознесения Господня с тремя приделами: Живоначальной Троицы, Усекновения главы Иоанна Предтечи и Никольским. Возможно, до того как попасть на постоянное хранение в музей в 1948 году, икона находилась именно там.
В 1963–2015 годах памятник находился на реставрации в Музее древнерусского искусства имени Андрея Рублёва. Мастерам предстояло работать с многочисленными утратами: красочный слой образа покрывали вздутия и шелушения, был обломан левый угол, доски разошлись по стыку, поверхность испещряли трещины. Работы проводила группа реставраторов, в том числе Александр Васильевич Кириков и Кира Георгиевна Тихомирова (основные укрепления).
По разведенным в стороны рукам святителя эту икону относят к типу «оранта» («молящийся»). Изображение меча и храма (условного города) повествует о чуде избавления.
Предание гласит, что в XIII или XIV веке Можайск был осажден вражескими, предположительно татарскими, войсками. Жители города усердно молились своему покровителю Николаю Чудотворцу, и тот возник в небе над неприятелем, в одной руке сжимая меч, другой держа и оберегая город. Устрашенные грозным видением, враги обратились в бегство.
Тогда же жители Можайска установили в Кремле вырезанную из дерева скульптуру, изображавшую святителя Николая именно таким, каким он предстал в видении. Она и стала источником для создания иконописного образа.
На этой иконе Никола Можайский предстает в святительском облачении: крестчатых фелони и омофоре.
Сочетание оттенков желто-золотого, красного, белого и зеленого цветов на языке иконописи означает Божественную благодать, святость, гармонию, подвиг во имя Христа. По обеим сторонам от святого в красных кругах помещены Спаситель, держащий Евангелие, и Богородица, простирающая омофор.
По данным дневников графа Юрия Александровича Олсуфьева, выдающегося ученого в области музейного дела, охраны и реставрации памятников, представленная икона была привезена в Балахнинский монастырь в 1474 году, возможно ссыльными новгородцами, о чем свидетельствуют признаки новгородской иконографии. В пользу этой версии говорит и современное мнение искусствоведов, что древнейшие иконы Николая Чудотворца, датируемые XV веком, были написаны именно в Новгороде.
В 1538 году на территории балахнинской крепости был возведен храм Вознесения Господня с тремя приделами: Живоначальной Троицы, Усекновения главы Иоанна Предтечи и Никольским. Возможно, до того как попасть на постоянное хранение в музей в 1948 году, икона находилась именно там.
В 1963–2015 годах памятник находился на реставрации в Музее древнерусского искусства имени Андрея Рублёва. Мастерам предстояло работать с многочисленными утратами: красочный слой образа покрывали вздутия и шелушения, был обломан левый угол, доски разошлись по стыку, поверхность испещряли трещины. Работы проводила группа реставраторов, в том числе Александр Васильевич Кириков и Кира Георгиевна Тихомирова (основные укрепления).