Иконография образа «Всех скорбящих Радость» сложилась в XVII веке. В ранних изводах (они сильно отличаются от позднейших) явственно прочитываются мотивы западноевропейской школы. Изображение Богородицы с Иисусом на руках, окруженных ангелами и без фигур страждущих, сопоставляют с «Мадонной во славе» (Gloria); наличие четок отсылает к «Розарию» (Rosarium), или «Видению святого Доминика». Кроме того, существовал «Образ умиления и посещения в беде страждущим» (со временем он и «Всех скорбящих Радость» слились воедино) — его сравнивают с образом «Милующая» (Misericordia).
Считается, что первую икону «Радости» написал в 1683 году Иван Безмин — художник, создававший при дворе картины в западном стиле.
Образ известен во множестве версий: на одних Богородица представлена одна, на других — вместе с Младенцем; в руках Она может держать свиток, цветущую ветвь, хлеб или же руки могут быть свободны; ноги Марии опираются на луну или радугу и т. д.
Фигуры страждущих вошли в композицию после 1688 года, когда образ признали чудотворным. Евфимия, сестра патриарха Московского Иоакима, прихожанка Спасо-Преображенской церкви на Ордынке, получила по молитвам образу исцеление от смертельной болезни. Были составлены Сказание о чуде, молитвы чудотворной иконе, начали появляться списки.
По преданию, много исцелений произошло и перед иконой, найденной в XIX веке на берегу Невы купцом Куракиным.
Представленная икона происходит из храма Рождества Христова города Балахны. Отчасти она напоминает тип «Оранта», но отличается рядом особенностей. Главное в этом образе — представление о Божией Матери как о Заступнице и Помощнице всех приходящих к Ней.
Фигура Богоматери, во много раз превосходящая размером остальные, заключена в сияющую мандорлу-солнце; голову Мария склонила к правому плечу, обратив взгляд на людей и покрыв их руками и полами мафория.
Ангелы утешают страждущих именем Богородицы: один укрывает нагого, другие исцеляют болящих, третьи дают пищу голодным. Над всей композицией в облаках — поясное изображение Христа.
Объем личного письма и рук дает пластическая лепка светотенью. Цвета одежды Богородицы и Спасителя — традиционные для этих образов.
В краеведческом музее Балахны икона находится с 28 февраля 1977 года. В 1991 году памятник реставрировал Валерий Фёдорович Косушкин во ФГУП МНРХУ. В 2019 году вторичные реставрационные мероприятия проводили сотрудники Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.
Считается, что первую икону «Радости» написал в 1683 году Иван Безмин — художник, создававший при дворе картины в западном стиле.
Образ известен во множестве версий: на одних Богородица представлена одна, на других — вместе с Младенцем; в руках Она может держать свиток, цветущую ветвь, хлеб или же руки могут быть свободны; ноги Марии опираются на луну или радугу и т. д.
Фигуры страждущих вошли в композицию после 1688 года, когда образ признали чудотворным. Евфимия, сестра патриарха Московского Иоакима, прихожанка Спасо-Преображенской церкви на Ордынке, получила по молитвам образу исцеление от смертельной болезни. Были составлены Сказание о чуде, молитвы чудотворной иконе, начали появляться списки.
По преданию, много исцелений произошло и перед иконой, найденной в XIX веке на берегу Невы купцом Куракиным.
Представленная икона происходит из храма Рождества Христова города Балахны. Отчасти она напоминает тип «Оранта», но отличается рядом особенностей. Главное в этом образе — представление о Божией Матери как о Заступнице и Помощнице всех приходящих к Ней.
Фигура Богоматери, во много раз превосходящая размером остальные, заключена в сияющую мандорлу-солнце; голову Мария склонила к правому плечу, обратив взгляд на людей и покрыв их руками и полами мафория.
Ангелы утешают страждущих именем Богородицы: один укрывает нагого, другие исцеляют болящих, третьи дают пищу голодным. Над всей композицией в облаках — поясное изображение Христа.
Объем личного письма и рук дает пластическая лепка светотенью. Цвета одежды Богородицы и Спасителя — традиционные для этих образов.
В краеведческом музее Балахны икона находится с 28 февраля 1977 года. В 1991 году памятник реставрировал Валерий Фёдорович Косушкин во ФГУП МНРХУ. В 2019 году вторичные реставрационные мероприятия проводили сотрудники Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.