Подставка для лучины, на протяжении многих веков была главным средством освещения крестьянских изб и продержалась в хозяйстве до 30х годов прошлого века.
Светцы имели разную форму и величину. В большинстве деревенских изб светцы были довольно простыми, без всяких украшений, в виде согнутого под прямым углом стержня с развилкой на одном конце и острием на другом. Его втыкали острием в щель или вбивали в деревянный столбик. Светцы на деревянных подставках были короткими, с донцем, как у прялки, или длинные, высотой достигавшие 1 м и более.
Кроме таких светцов деревенские кузнецы ковали напольные светцы в виде длинного металлического стержня на круглой металлической подставке с несколькими парными рядами рожков. Лучину получали из древесины березы, сосны, осины, дуба, ясеня и клена. Она была длинной, около 70 см, тонкой и сравнительно узкой, около 10 см. Под светец ставили емкость с водой, в которую и падали угольки.
Светцы, выкованные кузнецами, напоминали стройное деревце с разветвляющимися побегами-завитками и выглядели очень красиво.
Они давали обычно локальный свет, освещая лишь часть избы. Поэтому вечерами, когда становилось темно, рядом с работающими людьми зажигали несколько светцов. Высокие, выше 1 м, светцы ставили на пол, короткие, на деревянной подставке с донцем, — на лавку, при этом человек садился на донце. Для лучшего освещения избы в праздничный день в светцы вставляли сразу несколько лучин. Кроме того, в деревнях использовали и светцы на несколько лучин, их подвешивали над столом на цепочке, прикрепленной к полке возле окна.
Данный экспонат является напольным. Высокий, кованый железный стержень перевит почти по всей длине и укреплен на круглом основании из плоской полосы железа, к которому приварены три полукруглые полосы. Напоминает застывший цветок, стебель которого украшен в верхней части двумя симметрично расположенными овальными петлями и дугообразными окончаниями с завитками, имитирующими чашелистик. Развилка выкована в традиционном стиле цветка лилии — центральная полоса прямая, с маковкой на верхнем конце, боковые полосы с плавной изогнутостью и завитками.
Светцы имели разную форму и величину. В большинстве деревенских изб светцы были довольно простыми, без всяких украшений, в виде согнутого под прямым углом стержня с развилкой на одном конце и острием на другом. Его втыкали острием в щель или вбивали в деревянный столбик. Светцы на деревянных подставках были короткими, с донцем, как у прялки, или длинные, высотой достигавшие 1 м и более.
Кроме таких светцов деревенские кузнецы ковали напольные светцы в виде длинного металлического стержня на круглой металлической подставке с несколькими парными рядами рожков. Лучину получали из древесины березы, сосны, осины, дуба, ясеня и клена. Она была длинной, около 70 см, тонкой и сравнительно узкой, около 10 см. Под светец ставили емкость с водой, в которую и падали угольки.
Светцы, выкованные кузнецами, напоминали стройное деревце с разветвляющимися побегами-завитками и выглядели очень красиво.
Они давали обычно локальный свет, освещая лишь часть избы. Поэтому вечерами, когда становилось темно, рядом с работающими людьми зажигали несколько светцов. Высокие, выше 1 м, светцы ставили на пол, короткие, на деревянной подставке с донцем, — на лавку, при этом человек садился на донце. Для лучшего освещения избы в праздничный день в светцы вставляли сразу несколько лучин. Кроме того, в деревнях использовали и светцы на несколько лучин, их подвешивали над столом на цепочке, прикрепленной к полке возле окна.
Данный экспонат является напольным. Высокий, кованый железный стержень перевит почти по всей длине и укреплен на круглом основании из плоской полосы железа, к которому приварены три полукруглые полосы. Напоминает застывший цветок, стебель которого украшен в верхней части двумя симметрично расположенными овальными петлями и дугообразными окончаниями с завитками, имитирующими чашелистик. Развилка выкована в традиционном стиле цветка лилии — центральная полоса прямая, с маковкой на верхнем конце, боковые полосы с плавной изогнутостью и завитками.