Крестьянский дом — явление народной культуры. Будучи материальным объектом, он защищает человека от сил природы и олицетворяет вещный мир его, вместе с тем это объект для изучения духовной жизни русского человека.
Сравнительно небольшое пространство избы, около 20-25 кв. м, было организовано таким образом, что в нем с большим или меньшим удобством располагалась семья в семь-восемь человек. Это достигалось благодаря тому, что каждый член семьи знал свое место в пространстве. Мужчины работали, отдыхали днем на мужской половине избы, включавшей в себя передний угол с иконами и лавку рядом со входом. Женщины и дети были днем на женской половине возле печи.
Бабий угол (печной угол, кут, куть) — был между устьем русской печи и противоположной стеной, там шли женские работы. Там стояли ручные жернова, судная лавка с посудой, наблюдники. Бабий угол трудно было представить без многочисленной утвари, накапливавшейся десятилетиями, если не столетиями. В русской деревне утварью называлось «все движимое в доме, жилище», по словам В. И. Даля, автора «Толкового словаря великорусского живого языка», составленного в середине XIX века. Утварь — это вся совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе. Утварь — это посуда для заготовки, приготовления и хранения пищи, подачи на стол; различные емкости для хранения предметов домашнего обихода, одежды; предметы для личной гигиены и гигиены жилища; предметы для разжигания огня, хранения и употребления табака и для косметических принадлежностей.
Крестьянская традиционная утварь на всей территории расселения русского народа была однотипной. Однако характерной особенностью было изобилие местных терминов, называющих по-разному один и тот же предмет. Сосуды одной и той же формы, одного назначения, выполненные из одного и того же материала одним и тем же способом, назывались по-разному в разных губерниях, уездах, волостях и даже деревнях.
Название предмета менялось в зависимости от его использования конкретной хозяйкой: горшок, в котором варили кашу в одном доме, получал название «кашника», тот же горшок, использовавшийся в другом доме для варки похлебки, назывался «щенником».
Бабий угол отделялся от остального пространства избы грядкой, под которой подвешивалась кутная занавеска, или ставилась дощатая перегородка. Мужчины даже своей семьи старались не заходить в «печной» бабий угол, а появление здесь постороннего мужчины было недопустимым и расценивалось как оскорбление.
Сравнительно небольшое пространство избы, около 20-25 кв. м, было организовано таким образом, что в нем с большим или меньшим удобством располагалась семья в семь-восемь человек. Это достигалось благодаря тому, что каждый член семьи знал свое место в пространстве. Мужчины работали, отдыхали днем на мужской половине избы, включавшей в себя передний угол с иконами и лавку рядом со входом. Женщины и дети были днем на женской половине возле печи.
Бабий угол (печной угол, кут, куть) — был между устьем русской печи и противоположной стеной, там шли женские работы. Там стояли ручные жернова, судная лавка с посудой, наблюдники. Бабий угол трудно было представить без многочисленной утвари, накапливавшейся десятилетиями, если не столетиями. В русской деревне утварью называлось «все движимое в доме, жилище», по словам В. И. Даля, автора «Толкового словаря великорусского живого языка», составленного в середине XIX века. Утварь — это вся совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе. Утварь — это посуда для заготовки, приготовления и хранения пищи, подачи на стол; различные емкости для хранения предметов домашнего обихода, одежды; предметы для личной гигиены и гигиены жилища; предметы для разжигания огня, хранения и употребления табака и для косметических принадлежностей.
Крестьянская традиционная утварь на всей территории расселения русского народа была однотипной. Однако характерной особенностью было изобилие местных терминов, называющих по-разному один и тот же предмет. Сосуды одной и той же формы, одного назначения, выполненные из одного и того же материала одним и тем же способом, назывались по-разному в разных губерниях, уездах, волостях и даже деревнях.
Название предмета менялось в зависимости от его использования конкретной хозяйкой: горшок, в котором варили кашу в одном доме, получал название «кашника», тот же горшок, использовавшийся в другом доме для варки похлебки, назывался «щенником».
Бабий угол отделялся от остального пространства избы грядкой, под которой подвешивалась кутная занавеска, или ставилась дощатая перегородка. Мужчины даже своей семьи старались не заходить в «печной» бабий угол, а появление здесь постороннего мужчины было недопустимым и расценивалось как оскорбление.