Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку ««Маленькое» искусство»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Портрет неизвестной в трауре

Время создания
1850
Место создания
Собрание Алексея Жилина, Москва
Размер
24,5x19 см
Техника
Холст, масло
3
Открыть в приложении
#1
Федотов П.А.
Портрет неизвестной в трауре
#2
Павла Андреевича Федотова (1815–1852) можно назвать маэстро маленькой живописи.

Знаменитое «Сватовство майора», прославившее художника, — многофигурное, виртуозно прописанное и самое масштабное его полотно — по длинной стороне достигает всего 75 см.
#3
В основном же «родоначальник русского критического реализма», каким Федотов вошел в историю искусства, писал холсты высотой не больше 20–25 см. Представленный на выставке портрет миниатюрен даже по этим меркам. Такая картина могла стоять на столе или помещаться на стене небольшой комнаты и была рассчитана на внимательное рассмотрение вблизи.
Федотов П.А., Сватовство майора, 1848, Государственная Третьяковская галерея
#5
В начале 1850-х годов, когда был написан этот портрет, направление живописи Федотова заметно изменилось: он отошел от сатиры и стал пробовать себя в сюжетах, имевших религиозный или сентиментальный характер. К таким вещам принадлежат известная «Вдовушка», написанная Федотовым в четырех вариантах.
#6
Федотов П.А., Вдовушка, 1852, Государственная Третьяковская галерея
Тема «Вдовушки» возникла у Федотова во время приезда к отцу и сестрам в Москву. Одна из сестер, Любинька, вышедшая замуж за нелюбимого мужа-алкоголика, после его внезапной смерти осталась беременной вторым ребенком, а ее маленький домик должны были отобрать за его долги.
#7
Федотов писал в это время знакомому: «Мои картинки производят фурор, и мы помышляем устроить маленькую выставку из моих эскизов и конченых работ. В участи моего отца и сестры-вдовушки первые лица в городе приняли участие; с Божьей помощью я надеюсь, что их обеспечат навсегда».
#8
Вероятно, портрет неизвестной в трауре был написан в период работы над этой серией. Дело в том, что Павел Федотов чрезвычайно добросовестно относился к своей живописной работе и питал глубокое отвращение к рисованию без натуры, «из головы». Так, однажды он долгое время преследовал какого-то провинциала в зеленом картузе и не успокоился до тех пор, пока не запомнил всех особенностей этого лица. «Сам просится на картину, — говорил он в таких случаях, — грешно упускать его, не попытавшись зачертить хоть на память».
#13
Перед нами один из самых теплых и трогательных женских образов в творчестве Павла Федотова, да и, пожалуй, во всей русской живописи XIX века. Этот внимательный, а при ближайшем рассмотрении — глубоко погруженный в себя взгляд, это юное, но взрослое лицо, сдержанное и вместе с тем открытое, заставляют на время забыть о роскошной живописной материи маленького холста.
#10
Как обычно у Федотова, портретируемая предстает перед зрителем в домашней обстановке, ее поза естественна и проста. Однако простота эта кажущаяся: черное платье становится для художника возможностью воссоздать великолепие игры бликов и рефлексов на атласной поверхности и оттенить прекрасную шелковую шаль, яркий узор которой вторит горяче-красной тяжелой скатерти. Чтобы достичь такой виртуозности в передаче характеров и красоты фактур, Федотов годами ходил в Эрмитаж и вникал во все тонкости композиции маленьких картин голландских и фламандских художников: Остаде, Тенирса, Г. Дау, Брауэра.
#11
Художник Жемчужников, любуясь отделкой «Вдовушки», сказал ему: «Как это хорошо и как просто!» Павел Андреевич на это ответил:
#12
«Да, будет просто, как поработаешь раз со сто».
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Портрет неизвестной в трауре

Время создания
1850
Место создания
Собрание Алексея Жилина, Москва
Размер
24,5x19 см
Техника
Холст, масло
3
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%