Итальянский художник и график Аннибале Карраччи был одним из немногих, кто в основном гравировал по собственным сюжетам или специально создавал композиции для офортов. Одна из таких оригинальных гравюр — «Сусанна и старцы», или «Купание Сусанны».
Сусанна и старцы
Время создания
1590–1592 годы
Размер
35,4x31,5 см
Техника
бумага, резец, офорт
1
Открыть в приложении#2
#4
Сюжет
#5
Спасение Сусанны пророком Даниилом — апокрифический сюжет из Ветхого Завета, он не входит в основной текст Библии. Считается, что в Книгу Даниила, которая написана примерно в VI веке до нашей эры, сюжет о Сусанне и старцах был добавлен позже — во II–I веке до нашей эры.
Сусанна, праведная замужняя женщина, вместе со своим мужем Иоакимом жила в Вавилоне. Когда Иоакима не было дома, она выходила в свой сад гулять и отдыхать под деревьями, а за ней тайно подглядывали двое уважаемых в городе старцев, избранных судей. Однажды Сусанна захотела искупаться в своем саду одна и отослала служанок. Старцы спрятались в кустах, а потом бросились к девушке и потребовали отдаться им. Сусанна позвала на помощь, а когда сбежался народ, старцы обвинили ее в прелюбодеянии с юношей. Люди поверили двум старикам и потребовали казнить грешницу. Сусанна призвала Господа в свидетели своей невиновности, и он послал ей отрока Даниила.
Даниил остановил толпу, громко обличил обвинителей и потребовал дополнительного расследования. Он разделил старцев и каждому задал один вопрос: «Под каким деревом Сусанна согрешила с юношей?». Первый старец сказал, что под фисташковым, второй — что под зеленым дубом. Стало ясно, что почтенные судьи лгут. Сусанну оправдали, старцев казнили за лжесвидетельство, а молодого Даниила восславили как пророка, не давшего пролиться крови невинной женщины.
Сусанна, праведная замужняя женщина, вместе со своим мужем Иоакимом жила в Вавилоне. Когда Иоакима не было дома, она выходила в свой сад гулять и отдыхать под деревьями, а за ней тайно подглядывали двое уважаемых в городе старцев, избранных судей. Однажды Сусанна захотела искупаться в своем саду одна и отослала служанок. Старцы спрятались в кустах, а потом бросились к девушке и потребовали отдаться им. Сусанна позвала на помощь, а когда сбежался народ, старцы обвинили ее в прелюбодеянии с юношей. Люди поверили двум старикам и потребовали казнить грешницу. Сусанна призвала Господа в свидетели своей невиновности, и он послал ей отрока Даниила.
Даниил остановил толпу, громко обличил обвинителей и потребовал дополнительного расследования. Он разделил старцев и каждому задал один вопрос: «Под каким деревом Сусанна согрешила с юношей?». Первый старец сказал, что под фисташковым, второй — что под зеленым дубом. Стало ясно, что почтенные судьи лгут. Сусанну оправдали, старцев казнили за лжесвидетельство, а молодого Даниила восславили как пророка, не давшего пролиться крови невинной женщины.
#6
Композиция
#7
Этот сюжет был популярен в искусстве эпохи Возрождения. Сусанну, обвиненную старцами, можно встретить на живописных полотнах Тинторетто, Артемизии Джентилески, Веронезе, ван Дейка и Рубенса. Аннибале выполнил свою гравюру в офорте и дополнил его резцом. Точно датировать «Сусанну и старцев» нельзя. Манера исполнения листа соотносится с работами, которые Аннибале выполнил в 1590–1592 годы — «Святое семейство», «Святая Мария Магдалина», «Венера и Сатир».
В них большое внимание уделено эффектам контрастного освещения. У композиции несколько планов, основная сцена представлена позади затененного профиля фонтана. Передний план выполнен так, что зритель будто притаился и подглядывает за этой сценой. Подобное построение и светотеневые контрасты характерны для фресок, которые Аннибале выполнил для болонского Палаццо Маньяни в 1592 году.
#8
Ирбитский музей изобразительных искусств
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Сусанна и старцы
Время создания
1590–1592 годы
Размер
35,4x31,5 см
Техника
бумага, резец, офорт
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться