Джакомо Франческо Чиппер — жанровый живописец, уроженец австрийского города Фельдкирх в провинции Форарльберг.
С начала 1700-х годов работал в Северной Италии, главным образом в Бергамо, Бреше и Милане.
Каких-либо сведений относительно его обучения и преподавателей не сохранилось. В своих работах Чиппер сочетал барочные традиции и черты нового реализма. Специалисты отмечают несомненное влияние «художников реальности», популярных в Италии с середины XVII по середину XVIII столетия. Им были свойственны подчеркнутая характерность типажей, ярко выраженная жанровость композиций, широкое введение в картины бытовых мотивов, элементов натюрморта и реального неидеализированного пейзажа.
«Живопись реальности» стала развитием натуралистических тенденций караваджизма в плане перехода от эпатажа к серьезности «большого стиля», а также от зрелищной динамики к более спокойному и вдумчивому художественному постижению повседневности.
Сюжеты Чиппера представляют определенный и устойчивый набор тем: игроки в карты, бродячие музыканты и торговцы, цыгане, завсегдатаи таверн. Многие из них художник обыгрывает с юмором, зачастую грубоватым и прямолинейным, но не жестоким, всегда пронизанным сочувствием к персонажам. Его интерес к миру общественного дна вполне типичен для итальянской изобразительности того времени.
Атрибуция данной работы Чиппера была предложена в 1969 году сотрудницей Государственного Эрмитажа Тамарой Фомичевой. Основанием послужило другое полотно этого живописца — «Уличные музыканты». Изображенная фигура практически дублирует флейтиста оттуда. Картину можно увидеть в венецианской Галерее Академии.
На представленном этюде изображен пожилой мужчина с недоверчивым, язвительным взглядом из-под сдвинутой набекрень шляпы-треуголки. Разворот фигуры, практически спиной к зрителю, нетипичен для индивидуального портрета. Взгляд направлен искоса, через плечо. Разошедшийся на плече шов камзола — проявление поэтики нищеты, характерной для «живописцев реальности».
Образ совершенно независим, лишен каких-либо атрибутов и композиционной мотивировки. На фоне остального творчества Джакомо Франческо Чиппера и живописи его времени в целом данная работа представляет собой достаточно оригинальное явление.
Некоторое сходство с настоящим портретом имеет только холст Чиппера «Женщина у жаровни» из Музея изобразительных искусств в Дижоне.
С начала 1700-х годов работал в Северной Италии, главным образом в Бергамо, Бреше и Милане.
Каких-либо сведений относительно его обучения и преподавателей не сохранилось. В своих работах Чиппер сочетал барочные традиции и черты нового реализма. Специалисты отмечают несомненное влияние «художников реальности», популярных в Италии с середины XVII по середину XVIII столетия. Им были свойственны подчеркнутая характерность типажей, ярко выраженная жанровость композиций, широкое введение в картины бытовых мотивов, элементов натюрморта и реального неидеализированного пейзажа.
«Живопись реальности» стала развитием натуралистических тенденций караваджизма в плане перехода от эпатажа к серьезности «большого стиля», а также от зрелищной динамики к более спокойному и вдумчивому художественному постижению повседневности.
Сюжеты Чиппера представляют определенный и устойчивый набор тем: игроки в карты, бродячие музыканты и торговцы, цыгане, завсегдатаи таверн. Многие из них художник обыгрывает с юмором, зачастую грубоватым и прямолинейным, но не жестоким, всегда пронизанным сочувствием к персонажам. Его интерес к миру общественного дна вполне типичен для итальянской изобразительности того времени.
Атрибуция данной работы Чиппера была предложена в 1969 году сотрудницей Государственного Эрмитажа Тамарой Фомичевой. Основанием послужило другое полотно этого живописца — «Уличные музыканты». Изображенная фигура практически дублирует флейтиста оттуда. Картину можно увидеть в венецианской Галерее Академии.
На представленном этюде изображен пожилой мужчина с недоверчивым, язвительным взглядом из-под сдвинутой набекрень шляпы-треуголки. Разворот фигуры, практически спиной к зрителю, нетипичен для индивидуального портрета. Взгляд направлен искоса, через плечо. Разошедшийся на плече шов камзола — проявление поэтики нищеты, характерной для «живописцев реальности».
Образ совершенно независим, лишен каких-либо атрибутов и композиционной мотивировки. На фоне остального творчества Джакомо Франческо Чиппера и живописи его времени в целом данная работа представляет собой достаточно оригинальное явление.
Некоторое сходство с настоящим портретом имеет только холст Чиппера «Женщина у жаровни» из Музея изобразительных искусств в Дижоне.