Одним из крупнейших стекольных предприятий России был Никольско-Бахметьевский хрустальный завод. Его основал отставной военный Алексей Бахметьев в 1764 году в своем имении в Пензенской губернии. Со времени основания и до 1884 года фабрикой управляли три поколения семьи Бахметьевых. У них были не только коммерческие, но и патриотические цели — прославить русское художественное стеклоделие. Завод занимал лидирующее положение в стране по изготовлению высокохудожественных изделий из стекла и хрусталя. На нем выполняли заказы высшей дворянской знати и Русской Православной Церкви. Бахметьевское предприятие получило право нанесения российского герба на свои изделия в 1836 году — такое право предоставлялось только лучшим производствам.
К редким изделиям этого завода относится стакан из собрания Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника.
Особенность стакана в том, что он имеет две стенки, а в образовавшемся между ними пространстве расположен макет дворянской усадьбы. Для его создания мастер использовал природный мох и раскрашенную бумагу. Объемное круговое изображение размещается по всей поверхности стакана как своеобразная панорама с повествованием об усадебной жизни.
На панораме виден господский дом, перед которым стоят держащиеся за руки мужчина и женщина, возможно, хозяева усадьбы. На пруду плавают лебеди. В плывущей по водной глади лодке сидят двое мужчин, а рядом на берегу расположился рыбак с удочкой.
Авторство стакана приписывается Александру Вершинину — одному из самых известных художников Бахметьевского завода. Будучи крепостным из семьи потомственных стеклоделов завода, мастер освоил несколько специальностей. Вершинин одинаково хорошо выполнял стеклодувные работы, росписи, кроме того занимался проектированием будущих изделий, изучал составы стекла и способы его обработки.
Подобные стаканы с аналогичным сюжетом в декоре хранятся в разных российских и зарубежных музеях. Считается, что во всем мире их сохранилось около двадцати. Технология изготовления этих стаканов до сих пор остается загадкой. В наши дни существуют только теоретические предположения о том, как они могли создаваться.
К редким изделиям этого завода относится стакан из собрания Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника.
Особенность стакана в том, что он имеет две стенки, а в образовавшемся между ними пространстве расположен макет дворянской усадьбы. Для его создания мастер использовал природный мох и раскрашенную бумагу. Объемное круговое изображение размещается по всей поверхности стакана как своеобразная панорама с повествованием об усадебной жизни.
На панораме виден господский дом, перед которым стоят держащиеся за руки мужчина и женщина, возможно, хозяева усадьбы. На пруду плавают лебеди. В плывущей по водной глади лодке сидят двое мужчин, а рядом на берегу расположился рыбак с удочкой.
Авторство стакана приписывается Александру Вершинину — одному из самых известных художников Бахметьевского завода. Будучи крепостным из семьи потомственных стеклоделов завода, мастер освоил несколько специальностей. Вершинин одинаково хорошо выполнял стеклодувные работы, росписи, кроме того занимался проектированием будущих изделий, изучал составы стекла и способы его обработки.
Подобные стаканы с аналогичным сюжетом в декоре хранятся в разных российских и зарубежных музеях. Считается, что во всем мире их сохранилось около двадцати. Технология изготовления этих стаканов до сих пор остается загадкой. В наши дни существуют только теоретические предположения о том, как они могли создаваться.