Стакан «Сотворение мира», выполненный из молочного стекла, входит в постоянную экспозицию Музея стекла и хрусталя.
Он был изготовлен на Никольско-Бахметевском заводе в 1800 году. Живописцем выступил, вероятно, знаменитый мастер завода Александр Петрович Вершинин.
Название произведению дала надпись, сделанная у основания стакана: «видъ на стакане ландшафта сотворения мiра по греческiмъ хранографамъ 7308 го».
Роспись стакана, выполненная полихромными красками, показывает Эдемский сад в его гармонии и совершенстве. Следуя библейской истории, мастер отразил все сотворенное Богом за шесть дней: небо с сияющими солнцем и месяцем, цветущую землю, реку, травы и деревья. В воде и в воздухе резвятся рыбы и птицы, на суше мирно соседствуют козы и обезьяны, львы и белки, слоны и кролики. Адам и Ева появляются на картине дважды, отдыхающими на холме и трудящимися: Адам вскапывает землю, Ева прядет.
Мастер использовал белый фон как холст, на котором сумел расположить все многообразие сотворенного мира. Сюжет расположен панорамой и позволяет заглянуть за край видимого пейзажа.
Белое (молочное) стекло использовалось еще древними мастерами Месопотамии и Египта в виде декоративных нитей в стекле. В XVII–XVIII веках в Европе белое стекло служило для имитации фарфора, редкого и ценного материала.
В России, в том числе на Бахметевском заводе, молочное стекло начали изготавливать в XVIII веке. Чтобы заглушить прозрачность исходного материала и придать ему молочную белизну, к стекломассе добавляли краситель из костяной муки. Такое стекло хорошо подходило для работы красками, нанесения монохромного или полихромного рисунка разного уровня сложности. Такая живопись относится к методам холодного декорирования изделий.
Готовый рисунок для сохранности изображения обязательно подвергали обжигу.
Бахметевский завод славился расписными стеклянными изделиями практически все время своего существования, начиная с XVIII века. Мастера некоторых стекольных заводов города Никольска и сейчас расписывают свои изделия красками, бережно храня вековые традиции старых мастеров.
Он был изготовлен на Никольско-Бахметевском заводе в 1800 году. Живописцем выступил, вероятно, знаменитый мастер завода Александр Петрович Вершинин.
Название произведению дала надпись, сделанная у основания стакана: «видъ на стакане ландшафта сотворения мiра по греческiмъ хранографамъ 7308 го».
Роспись стакана, выполненная полихромными красками, показывает Эдемский сад в его гармонии и совершенстве. Следуя библейской истории, мастер отразил все сотворенное Богом за шесть дней: небо с сияющими солнцем и месяцем, цветущую землю, реку, травы и деревья. В воде и в воздухе резвятся рыбы и птицы, на суше мирно соседствуют козы и обезьяны, львы и белки, слоны и кролики. Адам и Ева появляются на картине дважды, отдыхающими на холме и трудящимися: Адам вскапывает землю, Ева прядет.
Мастер использовал белый фон как холст, на котором сумел расположить все многообразие сотворенного мира. Сюжет расположен панорамой и позволяет заглянуть за край видимого пейзажа.
Белое (молочное) стекло использовалось еще древними мастерами Месопотамии и Египта в виде декоративных нитей в стекле. В XVII–XVIII веках в Европе белое стекло служило для имитации фарфора, редкого и ценного материала.
В России, в том числе на Бахметевском заводе, молочное стекло начали изготавливать в XVIII веке. Чтобы заглушить прозрачность исходного материала и придать ему молочную белизну, к стекломассе добавляли краситель из костяной муки. Такое стекло хорошо подходило для работы красками, нанесения монохромного или полихромного рисунка разного уровня сложности. Такая живопись относится к методам холодного декорирования изделий.
Готовый рисунок для сохранности изображения обязательно подвергали обжигу.
Бахметевский завод славился расписными стеклянными изделиями практически все время своего существования, начиная с XVIII века. Мастера некоторых стекольных заводов города Никольска и сейчас расписывают свои изделия красками, бережно храня вековые традиции старых мастеров.