Портрет царицы Евдокии Лопухиной в образе кротко улыбающейся монахини, читающей книгу, создал неизвестный художник, скорее всего иконописец. Искусствоведы считают, что это полотно по стилю и манере письма можно отнести к парсуне. Парсуна — переходный жанр между иконой и светским портретом. Название произошло от искаженного «персона» — именно так называли портрет в XVII веке.
Среди характерных черт жанра на этом полотне называют иконописную манеру живописи (особенно это заметно в изображении черт лица) и подпись на фоне. Оригинал портрета написали в Суздальском Покровском монастыре, где была пострижена в монахини Евдокия Лопухина. В экспозиции представлена копия портрета, она несколько уступает оригиналу в детализации. Едва угадывается вуаль тонкой работы, частично закрывающая лицо царицы Евдокии; другие элементы одежды почти не прописаны. В середине XIX века в зале Митрополичьих покоев портрет Евдокии Лопухиной располагался рядом с портретом сына — царевича Алексея.
Евдокия Лопухина — царица, первая жена Петра I, дочь калужского боярина Федора Лопухина. Брак устроила мать Петра Нарышкина без согласования с сыном. Ее прельстило то, что род Лопухиных, хоть и не очень знатный, но многочисленный и сможет поддержать молодого царя.
Воспитанная в духе старины, суеверная молодая царица не разделяла взгляды своего энергичного и полного новых идей мужа. Евдокия родила Петру троих сыновей, двое из которых умерли во младенчестве. Судьба старшего сына Алексея тоже была трагической. Позже, в 1718 году, его осудили за государственную измену и приговорили к смертной казни. Однако царевич умер до исполнения приговора, предположительно от сердечного приступа.
В 1698 году по приказу мужа-царя Евдокию отправили в Суздальский Покровский монастырь и постригли под именем Елена. Однако спустя полгода Евдокия Лопухина сняла монашеское облачение и стала жить при монастыре мирянкой.
Судьба бывшей царицы изменилась почти десять лет спустя, когда престол перешел к ее внуку Петру II, сыну царевича Алексея. Евдокия возвратилась в Москву. Ее разместили в Кремле в просторных покоях Вознесенского монастыря, обращались как с истинной царицей. В 1730 году внук неожиданно умер. Евдокия переселилась в палаты Новодевичьего монастыря, где скончалась и была похоронена в Смоленском соборе.
Среди характерных черт жанра на этом полотне называют иконописную манеру живописи (особенно это заметно в изображении черт лица) и подпись на фоне. Оригинал портрета написали в Суздальском Покровском монастыре, где была пострижена в монахини Евдокия Лопухина. В экспозиции представлена копия портрета, она несколько уступает оригиналу в детализации. Едва угадывается вуаль тонкой работы, частично закрывающая лицо царицы Евдокии; другие элементы одежды почти не прописаны. В середине XIX века в зале Митрополичьих покоев портрет Евдокии Лопухиной располагался рядом с портретом сына — царевича Алексея.
Евдокия Лопухина — царица, первая жена Петра I, дочь калужского боярина Федора Лопухина. Брак устроила мать Петра Нарышкина без согласования с сыном. Ее прельстило то, что род Лопухиных, хоть и не очень знатный, но многочисленный и сможет поддержать молодого царя.
Воспитанная в духе старины, суеверная молодая царица не разделяла взгляды своего энергичного и полного новых идей мужа. Евдокия родила Петру троих сыновей, двое из которых умерли во младенчестве. Судьба старшего сына Алексея тоже была трагической. Позже, в 1718 году, его осудили за государственную измену и приговорили к смертной казни. Однако царевич умер до исполнения приговора, предположительно от сердечного приступа.
В 1698 году по приказу мужа-царя Евдокию отправили в Суздальский Покровский монастырь и постригли под именем Елена. Однако спустя полгода Евдокия Лопухина сняла монашеское облачение и стала жить при монастыре мирянкой.
Судьба бывшей царицы изменилась почти десять лет спустя, когда престол перешел к ее внуку Петру II, сыну царевича Алексея. Евдокия возвратилась в Москву. Ее разместили в Кремле в просторных покоях Вознесенского монастыря, обращались как с истинной царицей. В 1730 году внук неожиданно умер. Евдокия переселилась в палаты Новодевичьего монастыря, где скончалась и была похоронена в Смоленском соборе.